Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей для сайта (1)

Пояснительная записка
Проблема выявления и развития академической одаренности (или высокого
развития познавательной сферы/познавательной деятельности) у детей старшего
дошкольного возраста достаточно актуальна, это связано с потребностью общества в
неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание
академически одарённых детей составляет одну из главных проблем совершенствования
системы образования. Особое внимание выявлению и сопровождению достаточно
способных/одарённых детей следует уделять ещё в дошкольном возрасте. Его
особенность заключается в стремительном усвоении различных сфер окружающей
действительности, при которых у ребёнка складывается картина целостности
окружающего мира. Ребёнок осваивает что-то новое, он учится общаться, усваивает
навыки, приобщается к нормам поведения.
Одарённые дети – особая психологическая реальность, где индивидуальное еще
недостаточно отделено от возрастного, необходимое условие эффективной работы с
одарёнными детьми – это оптимальный учёт своеобразия природных особенностей
каждого из них. Занимаясь по одной программе вместе с другими сверстниками, данная
категория детей сдерживается в развитии и желании идти вперёд. В результате – может
угаснуть познавательных интерес/активность, желание заниматься.
Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети,
которые:
- на занятиях всё легко и быстро схватывают;
- знают о многих событиях и проблемах;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задания, требующие умственного усилия;
- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на всё новое, неожиданное. Это
типичные черты интеллектуально способных/одаренных детей.
Цель: создание условий для психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых
детей;
3. Осуществлять психологическое просвещение родителей на тему одарённости;
4. Формирование у педагогов компетентности в вопросах поддержки одаренности детей
старшего дошкольного возраста.
Направления работы:
1. Психологическая диагностика.
2. Психологическая профилактика и развитие.
3. Психологическое просвещение.
Особенности формирования развивающей среды для одаренных детей.
Понятие «предметно-игровая среда» рассматривается как фактор стимулирующий,
направляющий развивающий творческие способности ребенка. Анализ психологопедагогических исследований показал, что развитие во многом зависит от организации
предметно-развивающей среды в ДОУ.
2

Условия формирования среды:
• разнообразие, насыщенность, неординарность, сменяемость РППС;
• включение предметов взрослого обихода;
• предоставление свободы исследования;
• резерв свободного места и времени для игр;
• возможность свободно выбирать игрушки и действия с ними;
• определение максимального уровня размещения игрового и дидактического
материалов согласно росту;
• универсальность предметно – игровой среды, позволяющей трансформировать,
изменять ее в соответствии с задуманным;
• учет прежнего опыта, способность к комбинированию, созданию нового.
Принципы создания РППС
1. Уважение мнения и личной позиции: создание атмосферы личного комфорта.
Невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не
обращается за помощью или не вступает в контакт.
2. Активность и разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, должна
быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие
познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
- обогащение окружающей среды предметами объектами и стимулами, максимально
усиливающими любознательность дошкольника;
- поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;
- создание условий для реализации творческих идей на практике;
- использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний
ребенка
- использование личного примера творческого решения проблем;
- создание проблемно поисковых ситуаций побуждающих к активной познавательной
деятельности детей.
3. Учет возрастных особенностей. Подразумевается выявление специфических признаков
в содержании предметно – развивающей среды и отличительных признаков в ее
организации.
4. Комплексирование и свободное зонирование. Создание многоуровневого пространства,
оптимизация предметно – пространственной среды, повышение её функциональности и
эргономичности.
Психологическая диагностика.
Цель: выявление одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая диагностика состоит из 3-х этапов.
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в
конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень
проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее
высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие
продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование
проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.
2-й этап: отбор детей в группу одарённых.
При диагностике одарённости необходимо исходить из концепций большинства
исследователей проблемы одарённости (в том числе Дж. Рензулли, Дж. Гилфорда, Эл.
Торренса), о том, что ребёнок, продемонстрировавший превышающий средний уровень
способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта,
3

познавательной мотивации или креативности, заслуживает того, чтобы его
квалифицировали как одарённого
Для определения уровня развития данных способностей у детей используются
следующие методики:
- тест «Незаконченные предложения»;
- тест Д Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант);
- методика В.С.Юркевич. Дерево желаний;
- фигурные тесты П.Торренса.
На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии
одарённости у детей.
3-й этап: мониторинг одарённости.
Для того чтобы отследить динамику развития одарённости каждого ребёнка
используется методика оценки общей одарённости А.И. Савенкова. В ней путём
экспертных оценок выявляется уровень сформированности у детей 9-ти характеристик
одарённости в начале и конце учебного года. Эксперты: воспитатель, педагог- психолог,
учитель- логопед, музыкальный работник.
Описание психодиагностического инструментария.
1. Психологический профиль одаренного ребенка.
Этот раздел системы включает метод, направленные на выявление основных черт
личности, определяющих ее развитие
Тест «Незаконченные предложения».
Ребенку предъявляются незавершенные фразы, которые он должен закончить. Эти
фразы направлены на выявление отношений испытуемого в разных сферах жизни: к
родителям, сверстникам, учителю, его страхи и опасения, его надежды.
Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания
ребенка. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или
безразличное отношение ребенка к себе, матери, отцу, детскому саду, сверстниками,
страхам.
2. Диагностика особенностей интеллектуальной сферы.
Признаком одаренности является хорошее развитие восприятия и переработки
информации. Эти процессы основываются как на общем уровне развития мышления, так и
на уровне развития всех остальных когнитивных процессов.
Тест Д Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант).
Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует
общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б
вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно
усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания,
выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение
сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся
следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение
последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в
баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки,
позволяющие анализировать разброс.
3. Диагностика познавательной активности.
Методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич).
Содержание:
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте
слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые
игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы
ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать
все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений,
отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их
интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем
сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без
познавательных целей.
4. Диагностика творческого потенциала.
Тест Торренса «Дорисовывание фигур»
Описание: детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти
фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале.
Обработка данных:
0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные
штрихи и линии;
3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не
угадывается;
5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями;
8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом;
10 баллов - создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы,
превращенные в образы.
Низкий уровень - от 0 до 2 баллов.
Средний уровень – от 3 до 7 баллов.
Высокий уровень - от 8 до 10 баллов.
5. На третьем этапе производится мониторинг детей на начало, середину и конец учебного
года при помощи методики оценки общей одарённости, разработана А.И. Савенковым.
Ее задача – оценка общей одаренности ребенка.
Инструкция.
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик,
обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку
Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в
различных видах деятельности и поведения;
4 - заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему
проявляется очень редко;
5

3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в
поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно
фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Оцениваются следующие критерии: любознательность, способность к
прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность,
способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость, целеустремленность,
требовательность к результатам собственной деятельности.
Профилактика и развитие.
Многие исследователи, изучающие проблемы одарённых детей (Т.А.Репина,
Т.В.Сенько), отмечают, что в сфере общения со сверстниками у таких детей возникают
определённого рода проблемы. Они объясняют это диспропорцией в умственном и
социальном развитии одарённых детей.
Высокий уровень самосознания одарённых детей сопровождается ранним
пониманием своего отличия от других. Это может восприниматься негативно, приводить к
самоизоляции или чувству отверженности, в результате страдает уверенность в себе и
тормозится эмоциональное и личностное развитие. С другой стороны, восприятие
ребёнком и окружающими одарённости как заслуги может формировать у него
высокомерие и чувство превосходства над другими, что также ведёт к личностным и
межличностным нарушениям.
Необычная глубина интенсивность эмоций одарённых детей, их незащищённость
и чувствительность к несоответствию между идеями и реальностью требуют уделять
особое внимание обсуждению этических вопросов, сопоставлению и осмыслению своего
и чужого эмоционального опыта.
Всё вышеперечисленное свидетельствует о необходимости целенаправленной,
систематической работы по развитию эмоциональной и социальной сфер у одарённого
дошкольника.
Решением этой задачи является реализация программы групповых занятий
развивающей направленности: интеллектуально - развивающие занятия (авт. Григорьева
М.Р. «Лаборатория профессора Ума»).
Формы работы с детьми:
Групповые занятия проводятся педагогом-психологом один раз в неделю.
Продолжительность занятий детей старшего дошкольного возраста: 25-30 минут.
Оснащение занятий:
1. доска, маркеры,
2. ноутбук,
3. ксерокопии бланков заданий,
4. цветные карандаши или фломастеры,
5. белые листы бумаги формата А4,
6. листы в клеточку
7. клей, ножницы,
8. мяч,
9. колокольчик.
Этапы занятий.
Организационный этап:
- создание эмоционального настроя в группе;
6

- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
Основной этап:
- задания на развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти,
мышления, воображения, мелкой моторики, а также креативности);
- отработка полученных навыков на практике.
Заключительный этап
- обобщение полученных знаний;
- подведение итогов занятия.
Повышение компетентности педагогов и родителей.
1. Работа с педагогами.
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к
профессионализму и личности педагога. М.Карне выделяет следующие качества,
необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми
- теоретические знания по вопросу одарённости;
- наличие практического опыта;
- целеустремлённость и настойчивость;
- эмоциональная стабильность;
- креативность.
Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического
коллектива для работы со способными детьми.
Цель - формирование у педагогов значимости личного вклада в развитие
одаренных детей.
Для достижения данной цели используются различные формы работы:
консультация,
семинар,
семинар-практикум,
деловая
игра,
рекомендации,
информационные памятки.
Темы:
- понятие одарённости, её признаки и виды;
- характеристика одарённых детей дошкольного возраста;
- особенности наблюдения за детьми с целью выявления у них признаков одарённости;
- специфика взаимоотношений в группе одарённых детей;
- особенности организации образовательной работы с одарёнными дошкольниками;
- особенности подготовки к школе одарённого ребёнка.
2. Работа с родителями.
Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий
для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А.М.
Матюшкин, Ю.С. Багимов). Однако, даже самые лучшие побуждения родителей могут
сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка.
Поэтому нужно уделять особое внимание семье.
Цель – оказание психолого- педагогической помощи родителям в решении
проблем воспитания и развития одарённого ребёнка.
Формы работы с родителями одарённых детей: консультации и семинары.
Основная тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детскородительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости,
ступени становления детской одарённости.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».