Программа психолого-педагогической диагностики одаренности для сайта

Психолого-педагогическая диагностика одаренности.
Цель: выявление одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая диагностика состоит из 3-х этапов.
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования. Для этого
используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного
года заполняют карту, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у
детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне,
сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов
деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование
проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.
2-й этап: отбор детей в группу одарённых. При диагностике одарённости необходимо
исходить из концепций большинства исследователей проблемы одарённости (в том числе
Дж. Рензулли, Дж. Гилфорда, Эл. Торренса), о том, что ребёнок, продемонстрировавший
превышающий средний уровень способностей хотя бы по одному из следующих
параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации или креативности,
заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого
Для определения уровня развития данных способностей у детей используются
следующие методики:
- тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант);
- методика В.С. Юркевич. Дерево желаний;
- фигурные тесты П.Торренса.
На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии
одарённости у детей.
3-й этап: мониторинг одарённости. Для того чтобы отследить динамику развития
одарённости каждого ребёнка используется методика оценки общей одарённости А.И.
Савенкова. В ней путём экспертных оценок выявляется уровень сформированности у
детей 9-ти характеристик одарённости в начале и конце учебного года. Эксперты:
воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный работник.
Описание психодиагностического инструментария.
1. Психологический профиль одаренного ребенка.
Этот раздел системы включает метод, направленные на выявление основных черт
личности, определяющих ее развитие.
Тест «Незаконченные предложения».
Ребенку предъявляются незавершенные фразы, которые он должен закончить. Эти
фразы направлены на выявление отношений испытуемого в разных сферах жизни: к
родителям, сверстникам, учителю, его страхи и опасения, его надежды.
Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания
ребенка. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или
безразличное отношение ребенка к себе, матери, отцу, детскому саду, сверстниками,
страхам.
2. Диагностика особенностей интеллектуальной сферы.
Признаком одаренности является хорошее развитие восприятия и переработки
информации. Эти процессы основываются как на общем уровне развития мышления, так и
на уровне развития всех остальных когнитивных процессов.
Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант).
Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует
общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - 6
вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно
усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания,
выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение
2

сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся
следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение
последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в
баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки,
позволяющие анализировать разброс.
3. Диагностика познавательной активности.
Методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич).
Содержание:
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте
слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые
игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы
ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать
все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений,
отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их
интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем
сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без
познавательных целей.
4. Диагностика творческого потенциала.
Тест Торренса «Дорисовывание фигур».
Описание: детям дается 10 фигур и предлагает, поразмыслив, дорисовать эти
фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале.
Обработка данных:
0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные
штрихи и линии;
3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не
угадывается;
5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями;
8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом;
10 баллов - создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы,
превращенные в образы.
Низкий уровень - от 0 до 2 баллов.
Средний уровень – от 3 до 7 баллов.
Высокий уровень - от 8 до 10 баллов.
3

На третьем этапе производится мониторинг одаренности на начало и конец
учебного года при помощи методики оценки общей одарённости, разработана А.И.
Савенковым. Ее задача – оценка общей одаренности ребенка.
Инструкция.
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик,
обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку
ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в
различных видах деятельности и поведения;
4 - заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему
свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в
поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно
фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Оцениваются следующие критерии: любознательность, способность к
прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность,
способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость, целеустремленность,
требовательность к результатам собственной деятельности.

4

Приложение 1.
Карта оценки степени проявления признаков одарённости.
Группа:______________________________
Воспитатель: _________________________
Дата заполнения: _____________________
Ф.И. ребенка

Выполнение
заданий на
высоком уровне

Сообразительность

Любознательность

Оригинальность
и разнообразие
продуктов
деятельности

Широта
кругозора

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».