проект 106 по финансовой грамотности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ-ДЕТСКИЙ САД №106
620041 Г. Екатеринбург, ул.Омская, 104 тел/факс (343) 341 58 62
e-mail: mbdou-106@yandex.ru
_____________________________________________________________________________

Наименование
парциальной
образовательной
программы
дошкольного
образования
Цель проекта

Паспорт проекта
Примерная
парциальная
образовательная
программа дошкольного возраста для детей 5-7
лет «Экономическое воспитание дошкольников:
формирование
предпосылок
финансовой
грамотности»

Повышение качества дошкольного образования
через обновление содержания посредством
внедрения
в
образовательный
процесс
Учреждения
парциальной
программы
«Экономическое
воспитание
дошкольников:
формирование
предпосылок
финансовой
грамотности»
1. Создать комплекс условий, обеспечивающих
Задачи проекта
реализацию
парциальной
программы
экономического воспитания дошкольников;
2. Сформировать и реализовать учебнометодический комплект по формированию
предпосылок финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста;
3. Разработать систему сетевого взаимодействия с
социальными партнерами, направленную на
оптимизацию образовательного процесса по
экономическому воспитанию.
Дети старшего дошкольного возраста.
Участники проекта
Педагоги.
Родители.
Администрация.
Сроки
реализации 2019-2023г.г.
проекта
Сроки
и
этапы 1 этап. Мотивационно- организационный / 20192020 учебный год
реализации проекта
- Изучение нормативно-правовых документов,
справочной и методической литературы.
- Изучение потребностей и возможностей
участников образовательных отношений.
- Создание комплекса условий: нормативноправовых, кадровых, материально-технических.
Организация
развивающей
предметнопространственной среды.
- Формирование учебно-методического комплекта.
2 этап. Внедренческий / сентябрь 2020г.-май
2023г.
2

Планируемые
результаты

- Внедрение парциальной программы в практику
работы Учреждения.
- Повышение профессиональной компетенции
педагогических работников.
- Организация сетевого взаимодействия с
социальными
партнерами
(семьями
воспитанников, банком России, ФГБНУ «ИИДСВ
РАО»).
3 этап. Аналитический / май-сентябрь 2023 г.
- Проведение рефлексии в оценке результатов
деятельности.
- Анализ эффективности и результативности
проекта, в том числе с учетом мнения родителей.
- Систематизация и обобщение опыта работы по
формированию
предпосылок
финансовой
грамотности.
Педагоги:
овладение теоретическими, методическими,
технологическими знаниями по формированию
экономических знаний у детей дошкольного
возраста;
- совершенствование проектировочных умений по
конструированию образовательного процесса с
учетом содержания парциальной программы;
овладение
современными
технологиями,
методами
и
приемами
экономического
образования детей дошкольного возраста.
Воспитанники:
- повышение интереса к вопросам финансовой
грамотности;
- приобретение новых знаний социальноэкономического
характера
и
первичного
экономического опыта;
- использование в игровой деятельности основных
экономических понятий и категорий;
- осознание своих потребностей и возможностей.
Родители:
- повышение педагогической культуры по
экономическому образованию детей дошкольного
возраста;
- обогащение опыта взаимодействия с детьми в
условиях семьи и детского сада;
- участие в образовательном процессе.
3

1. Информация о существующей практике деятельности МАДОУдетского сада №106 по формированию предпосылок финансовой
грамотности детей дошкольного возраста.
МАДОУ-детский сад №106 (далее Учреждение) осуществляет
образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе
– образовательной программе дошкольного образования, разработанной на
основе Примерной образовательной программы дошкольного образования и
учебно-методического комплекта комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Истоки».
Содержание деятельности по формированию предпосылок финансовой
грамотности представлено в ОО «Социально-коммуникативное развитие» и
«Познавательное развитие» следующими задачами:
- воспитывать интерес к труду взрослых, стремление ценить его
общественную значимость, беречь результаты труда;
- воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам;
- формировать первоначальные представления о правильных способах
ведения домашнего хозяйства;
- приобщать к элементарным навыкам ресурсосбережения;
- обогащать представления об отдельных процессах производства и
потребления продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства, о
профессиях и занятиях людей, характере взаимоотношений в процессе труда;
- формировать умение ориентироваться в окружающем мире с помощью
символов и знаков: познакомить с деньгами.
Реализация данного содержания осуществлялось в рамках комплекснотематического планирования, и носила эпизодический характер.
Кадровые условия.
В Учреждении имеются:
заместитель заведующего по ВМР: Ахметзянова Людмила Иннокентьевна,
стаж в должности – 25 лет;
педагоги-специалисты:
Панова Галина Георгиевна, учитель-логопед, стаж в должности – 25 лет;
Галицына Татьяна Юрьевна, музыкальный руководитель, стаж в должности –
лет;
Ткаченко Валерия Аркадьевна, инструктор по физическому воспитанию,
стаж в должности – 10 лет.
Педагогические работники, воспитатели, не имеют курсовой
подготовки в области экономического образования детей дошкольного
возраста.
Материально-технические условия.
В Учреждении функционирует 8 групп общеразвивающего вида:
возраст 3-4 года – 2;
возраст 4-5 лет – 3;
возраст 5-6 лет – 1;
возраст 6-7 лет – 2.
4

Все помещения соответствуют требованиям СанПиН, развивающая
предметно-пространственная среда организована в соответствии с ФГОС ДО,
образовательной программой Учреждения, а также с учетом возрастных и
индивидуальных
особенностей
воспитанников,
специфики
их
образовательных потребностей и интересов.
В Учреждении имеются два совмещенных музыкально-физкультурных
зала, кабинет учителя-логопеда и три кабинета дополнительного
образования.
Программно-методические условия.
Для реализации парциальной программы «Экономическое воспитание
дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
имеется учебно-методический комплект, который включает в себя:
- примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7
лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок
финансовой грамотности». Авторы-составители: А.Д.Шатова, Ю.А.Аксенова,
И.Л.Кириллов, В.Е.Давыдова, И.С.Мищенко;
- сборник методических материалов на основе примерной парциальной
программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое
воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности»;
- сборник демонстрационных материалов на основе примерной парциальной
программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое
воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности»;
- методические рекомендации для педагогических работников по реализации
основной образовательной программы дошкольного образования в части
экономического воспитания дошкольников (Министерство просвещения РФ,
2019г.).
Для организации образовательного процесса по формированию
предпосылок финансовой грамотности дошкольников имеются следующие
средства обучения:
аудиовизуальные
(телевизор,
магнитофоны,
мультимедийное
оборудование);
- книги для детского чтения, в том числе аудиокниги;
- игровой материал (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры «Банк
России», «Супермаркет», «Пиццерия» и др.);
- оборудование и инвентарь для разных видов труда и продуктивной
деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования);
- электронные ресурсы.

5

2. План по внедрению проекта
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
п/п
исполнения
1 этап. Мотивационноноябрь 2019г.- май 2020г.
организационный.
1.1. Формирование тематического банка
НоябрьЗаместитель
методической
литературы
декабрь
заведующего по
«Экономическое воспитание детей
2019г.
ВМР
дошкольного возраста», в том числе
электронного.
1.2. Изучение
уровня
готовности
Ноябрь
Заместитель
педагогических
работников
к
2019г.
заведующего по
осуществлению
экономического
ВМР
образования дошкольников.
1.3. Анкетирование
родителей
по
Ноябрь
Воспитатели
проблеме
экономического
2019г.
образования дошкольников.
1.4. Размещение информации о проекте
Декабрь
Заведующий
по внедрению Программы
2019г.
1.5. Семинар
для
педагогических
ЯнварьЗаместитель
работников
«Формирование
февраль
заведующего по
предпосылок
финансовой
2020г.
ВМР
грамотности дошкольников».
1.6. «Школа финансовой грамотности» в Январь-май
Заведующий
рамках сетевого взаимодействия с
2020г.
Банком России.
1.7. Формирование нормативно-правовой
Заведующий
базы:
-издание
приказа
о
внесении
Январь
изменений в ООП-ОП ДО;
2020г.
-издание
приказа
о
создании
Декабрь
творческой группы «Экономика
2019г.
дошколятам!»
-разработка Положения о творческой
Декабрь
группе
2019г.
1.8. Организация РППС:
-организация уголка «Экономика-это
Апрель
Воспитатели
интересно!»;
2020г.
групп (старший
-изготовление
раздаточного
возраст)
материала по программе;
Март 2020г.
Воспитатели
-расширение содержания сюжетноролевых игр (Сбербанк России, До сентября
Воспитатели
Супермаркет, Кафе, Пиццерия и др.);
2020г.
6

-подбор
произведений
художественной литературы по теме
проекта;
-составление
картотеки
дидактических
игр
по
экономическому образованию.
1.9. Разработка
перспективного
планирования
по
реализации
Программы
2этап. Внедренческий.
2.1. Разработка
мониторинга
по
формированию
предпосылок
финансовой грамотности.
2.2. Проведение
входящей
педагогической диагностики по
формированию
предпосылок
финансовой грамотности.
2.3. Реализация Программы в разных
формах
образовательной
деятельности (НОД, экскурсионная,
игровая,
продуктивная,
познавательно-исследовательская).
2.4. Методическое
сопровождение
педагогов:
-индивидуальное
адресное
консультирование;
-наблюдение
разных
форм
образовательной деятельности;
-взаимопосещения разных форм
образовательной деятельности;
-Педагогические советы по проблеме
экономического
образования
дошкольников;
-методическая
неделя
«Формирование
предпосылок
финансовой
грамотности
дошкольников в разных видах
детской деятельности».
2.5. Формирование
«методического
портфеля»:
-технологические карты НОД;
-сценарии тематических развлечений
и досугов;
-сценарии экономических квестов;
7

Май 2020г.

Воспитатели

Февраль
2020г.

Воспитатели

Май 2020г.

Творческая
группа

сентябрь 2020г.- май 2023г.
Сентябрь
Творческая
2020г.
группа
Сентябрь
2020г.

Воспитатели
(старший
возраст)

Сентябрь
2020г.- май
2023г.

Воспитатели
(старший
возраст)

Сентябрь
2020г.- май
2023г.

Заместитель
заведующего по
ВМР

Сентябрь
2020г.- май
2023г.

Творческая
группа

-каталог современных технологий
экономического
образования
дошкольников;
-каталог дидактических игр;
-планирование
сюжетно-ролевых
игр, моделирующих социальноэкономические ситуации;
-тематические презентации;
-обучающие мультфильмы;
-адреса педагогического опыта.
2.6. Конкурсы для педагогов:
- «Сочиняем сказки экономического
содержания»;
- «Учим экономику, играя».
2.7. Проведение
Круглого
стола
«Внедрение парциальной программы
«Экономическое
воспитание
дошкольников: фокус на результат»
2.8. Организация
взаимодействия
с
семьями воспитанников:
-родительские
собрания,
консультации;
-познавательные
маршруты
выходного дня;
-мастер-классы «Семейный бизнес»;
-реализация
детско-родительских
проектов («Как деньги приходят в
дом», «Профессии семьи», «История
денег», «Семейный бюджет»);
-памятки и буклеты («Как научить
детей
бережно
относиться
к
деньгам»,
«Правила
карманных
денег», «Как знакомить детей с
профессиями»);
-совместные
мероприятия
(«Путешествие в страну профессий»,
ярмарка «Город мастеров»;
-участие в обогащении РППС.
2.9. Организация
сетевого
взаимодействия с ФГБНУ «Институт
изучения
детства,
семьи
и
воспитания РАО»:
-консультирование
педагогов
8

Апрель
2021г.
Апрель
2022г.
Май 2021г.

Заместитель
заведующего по
ВМР

Сентябрь
2020г. - май
2023г.

Воспитатели

Сентябрь
2020г. - май
2023г.

Заведующий

Заместитель
заведующего по
ВМР

специалистами,
авторамисоставителями Программы;
-дистанционное
обучение
педагогических работников.
3этап. Аналитический.
май - сентябрь 2023г.
3.1. Проведение
педагогической Май 2023г.
Воспитатели
диагностики
детей
старшего
(старший
дошкольного
возраста
по
возраст)
формированию
предпосылок
финансовой грамотности.
3.2. Изучение
мнения
участников Май 2023г. Администрация
образовательных
отношений
(педагогических
работников,
родителей) о результатах реализации
Программы.
3.3. Анализ деятельности по реализации Июнь 2023г.
Заместитель
проекта: достижения, проблемы.
заведующего по
ВМР
3.4. Проведение
Педагогического
Сентябрь
Творческая
форума «Экономическое воспитание
2023г.
группа
в ДОО: достижения, проблемы.
3.5 Разработка
методических
ИюньТворческая
рекомендаций для воспитателей и
сентябрь
группа
родителей
по
формированию
2023г.
предпосылок
финансовой
грамотности детей дошкольного
возраста.
3.6. Размещение
информации
о Июнь 2023г.
Заведующий
результатах внедрения парциальной
программы
«Экономическое
воспитание
дошкольников:
формирование
предпосылок
финансовой грамотности» на сайте
Учреждения
3. Описание необходимых условий для реализации проекта.
Нормативно-правовые:
- разработка локальных актов, регламентирующих деятельность Учреждения
в области экономического образования детей старшего дошкольного возраста
(приказов, положений, правил, функционалов);
- заключение договоров с социальными партнерами (банком России, ФГБНУ
«Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО»).
Кадровые:
- мотивация педагогов на участие в проекте;
9

- организация повышения квалификации педагогических работников,
участвующих в реализации проекта (система методической работы в
Учреждении, самообразование, курсовая подготовка в системе ДПО,
привлечение специалистов извне);
- создание творческой группы «Экономика дошколятам».
Материально-технические:
- приобретение интерактивных и дидактических средств обучения;
- обеспечение расходными материалами продуктивные виды детской
деятельности;
- пополнение фонда детской художественной литературы.
Научно-методические:
- организация деятельности творческой группы по реализацию проекта;
- методическое сопровождение участников проекта (педагогов, родителей);
- разработка методических продуктов в ходе реализации проекта (конспекты,
сценарии, картотеки);
- обеспечение педагогов учебно-методическим комплектом (программа,
методические рекомендации, методические и наглядно-иллюстративные
материалы, диагностический инструментарий).
Информационные:
- формирование банка данных по реализации проекта;
- проведение мониторинговых мероприятий;
- организация мероприятий по информированию о ходе реализации проекта и
его результатах.
Финансовые:
- финансирование в пределах сметы расходов Учреждения;
- благотворительная помощь.
4. Система мониторинга.
Руководство реализацией проекта будет осуществлять заместитель
заведующего по ВМР, для этого будет разработана система мониторинга
качества дошкольного образования в части формирования предпосылок
финансовой грамотности. Или реализации Программы.
Мониторинг будет осуществляться посредством следующих процедур
оценки:
- процедуры оценки качества условий реализации Программы;
- процедуры оценки качества организации образовательного процесса;
- процедуры оценки качества результатов образовательной деятельности.
Для каждой процедуры оценки качества будут разработаны показатели
и критерии, а также инструментарий. К оценке качества реализации
Программы привлекаются педагогические работники, родители.
Периодичность проведения оценки качества дошкольного образования
в части формирования предпосылок финансовой грамотности:
- входящая оценка – ноябрь 2019 года;
- промежуточная оценка – май 2021года, май 2022 года;
- итоговая оценка – май 2023 года.
10

5. Риски в реализации проекта.
Риски
Отсутствие
заинтересованности,
недостаточная
готовность
и
формальное
отношение
педагогических
работников
к
реализации проекта.

Пути преодоления
- разъяснение цели, задач, ожидаемых
результатов
проекта
для
всех
субъектов образования;
- проведение обучающих семинаров,
мастер-классов, круглых столов для
участников проекта;
-индивидуальная
работа
с
педагогами;
- оптимизация процесса выполнения
задания
для
повышения
заинтересованности
в
промежуточных
и
конечных
результатах.
Недостаточная
квалификация организация
методического
педагогических работников.
сопровождения педагогов в ходе
реализации проекта;
организация
сетевого
взаимодействия с Банком России и
ФГБНУ «ИИДСВ РАО».
Отказ партнеров от сотрудничества. - привлечение других организаций и
партнеров
Недостаточное
материально- -приобретение
недостающего
техническое
и
программно- оборудования, пособий, литературы в
методическое обеспечение
рамках бюджетного финансирования;
-разработка методических продуктов,
в том числе с помощью сети
Интернет;
- проведение конкурсов.
6. Ожидаемые результаты.
На уровне Учреждения:
- обновление содержания дошкольного возраста;
- повышение качества дошкольного образования;
- обеспечение преемственности образования на разных ступенях.
На уровне воспитанников:
- проявляет интерес к познанию мира экономики и финансов;
- ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
- обладает установкой положительного отношения к разным видам труда,
бережного отношения к результатам труда;
- осознает разницу между желаниями и потребностями;
- обладает элементарными представлениями из области личных и семейных
финансов.
11

На уровне педагогов:
- овладение теоретическими, методическими, технологическими знаниями
по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста;
- совершенствование проектировочных умений по конструированию
образовательного процесса с учетом содержания парциальной программы;
- овладение современными технологиями, методами и приемами
экономического образования детей дошкольного возраста.
На уровне родителей:
- повышение педагогической культуры по экономическому образованию
детей дошкольного возраста;
- обогащение опыта взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского
сада;
- участие в образовательном процессе.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».