Приложение № 1
к образовательной программе
дошкольного образования
МАДОУ - детского сада № 106
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
№ п/п
Содержание
Стр.
Пояснительная записка
3
I.
Целевой раздел Программы воспитания.
3
1.1.
Цели и задачи обязательной части рабочей программы воспитания
3
1.2.
Направления воспитания
4
1.3.
II.
Целевые ориентиры воспитания Учреждения
Содержательный раздел Программы воспитания.
5
8
2.1.
Уклад Учреждения
8
2.2.
Воспитывающая среда Учреждения
10
2.3.
2.4.
Общности Учреждения
Задачи воспитания в образовательных областях
12
13
2.5.
Формы совместной деятельности в Учреждении
16
2.6.
Организация предметно-пространственной среды
20
2.7.
Социальное пространство
22
III.
Организационный раздел Программы воспитания.
22
3.1.
Кадровое обеспечение
22
3.2.
Нормативно-методическое обеспечение
25
3.3.
Требования к условиям работы с особыми категориями детей
25
2
Пояснительная записка.
Содержание пояснительной записки Программы соответствует пункту 29.1 ФОП ДО.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное представление о человеке.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
I. Целевой раздел Программы воспитания.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
1.1. Цели и задачи обязательной части рабочей программы воспитания соответствуют
пунктам 29.2.1.1, 29.2.1.2. ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (педагогами,
воспитанниками, родителями), учитывает интересы и потребности всех участников
образовательных отношений.
Указанная часть Программы ориентирована на:
формирование у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально
положительного отношения к тем местам, где он живет;
воспитание умения видеть и осознавать красоту окружающей жизни, желания узнать
больше об особенностях края: населяющих народах, его истории, природе, природных
ресурсах;
формирование понятий о роли человека в охране и воспроизводстве окружающей среды.
Решает следующие задачи:
1. Расширять представления об истории и культуре родного города, названиях улиц,
закреплять знания о его достопримечательностях.
2. Познакомить с промышленными предприятиями города, воспитывать ценность труда.
3. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомство
с их культурой, традициями, обычаями.
4. Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. Вызывать интерес к
произведениям местных поэтов, художников.
5. Помогать ориентироваться в многообразии предметов материальной культуры. Углублять
представления детей о народных промыслах региона: резьба по дереву, национальная одежда и
обувь, изделия с национальным орнаментом, земледелие, рыболовный промысел.
6. Способствовать развитию интереса к родному краю, взаимоотношениям людей и природы,
предметам культуры.
7. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город, Уральский регион. Подвести детей
к пониманию того, что история родного города неразрывно связана с историей России.
8. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду, формирование бережного
отношения к результатам труда. Способствовать развитию интереса к промышленности региона,
его ресурсам и значимости ресурсов для экономики страны.
9. Воспитывать нравственные чувства, уважительное отношение к старшим, родителям.
3
1.2. Направления воспитания.
Патриотическое направление (ФОП, п. 29.2.2.1.)
Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка
личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство
патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса,
чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу
и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения
принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее
уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает формирование:
«патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков
(предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа:
отношение к труду, семье, стране и вере);
«патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у
детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
«патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии
и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела,
направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности,
а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в
целом).
Духовно-нравственное направление (ФОП, п. 29.2.2.2.).
Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуальноответственному
поведению.
Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания.
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы
дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием
которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном
аспектах.
Социальное направление (ФОП, п. 29.2.2.3.).
Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к
семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления
воспитания.
В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений
и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование
ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно
выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных
ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в
соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура
поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку,
к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения
усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений,
4
формированием навыка культурного поведения.
Познавательное направление (ФОП, п. 29.2.2.4.).
Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.
Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Проблема
воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного
процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности,
самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание
добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка. Значимым является
воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой
интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе,
деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление (ФОП, п. 29.2.2.5.) .
Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения
детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и
правилами безопасности.
Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия
человека.
Трудовое направление (ФОП, п. 29.2.2.6.).
Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию
и приобщение ребенка к труду.
Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно
приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление (ФОП, п. 29.2.2.7.).
Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребенка
ценностного отношения к красоте.
Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей
обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной
сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего
мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир,
способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота
помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
1.3. Целевые ориентиры воспитания (п.29.2.3 ФОП ДО).
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребенка.
Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные
«портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
На уровне Учреждения не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в
соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам) (п. 29.2.3.1 ФОП
5
ДО).
Направление
воспитания
Патриотическое
Духовно
нравственное
Социальное
Познавательное
Физическое и
оздоровительное
Ценности
Целевые ориентиры
Родина, природа
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому.
Жизнь,
Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».
милосердие,
Проявляющий сочувствие, доброту.
добро
Человек,
семья, Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
дружба,
со стороны взрослых.
сотрудничество
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении.
Познание
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий
основными способами укрепления здоровья физическая
культура,
закаливание,
утренняя
гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и
другое; стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и красота
Поддерживающий
элементарный
порядок
в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых действиях.
Стремящийся к результативности, самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой
и
других
видах
деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн).
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный
к
творческой
деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной,
словесно-речевой,
театрализованной).
Целевые ориентиры воспитательной работы на этапе завершения освоения
6
Программы (п. 29.2.3.2 ФОП ДО)
Направление
воспитания
Патриотическое
Духовно
нравственное
Социальное
Познавательное
Ценности
Целевые ориентиры
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Жизнь, милосердие, Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий
и
уважающий
традиционные
добро
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к
чужому горю, проявлять заботу.
Самостоятельно
различающий
основные
отрицательные и положительные человеческие
качества, иногда прибегая к помощи взрослого в
ситуациях морального выбора.
Человек,
семья, Проявляющий ответственность за свои действия и
дружба,
поведение; принимающий и уважающий различия
сотрудничество
между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на
основе общих интересов и дел.
Познание
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом.
Проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной
и
продуктивных
видах
деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей.
7
Физическое и Здоровье, жизнь
оздоровительное
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и красота
Понимающий
ценность
жизни,
владеющий
основными способами укрепления здоровья - занятия
физической культурой, закаливание, утренняя
гимнастика, соблюдение личной гигиены и
безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах спорта и
активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий
трудолюбие
при
выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
II. Содержательный раздел Программы воспитания.
2.1. Уклад Учреждения (п.29.3.1. ФОП ДО).
Уклад – общественный договор всех участников образовательных отношений, который
опирается на базовые ценности, традиции региона и образовательной организации.
Уклад в детском саду выполняет функцию корпоративной культуры для профессионального,
профессионально-родительского, детско-взрослого, детского сообществ.
Корпоративная культура – совокупность моделей поведения для сотрудников, которые
организация приобрела в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции. С
укладом в обязательном порядке знакомится каждый сотрудник детского сада. Кроме того, уклад
описывает предметно-пространственную среду деятельности и социокультурный контекст. Все
участники образовательных отношений принимают сложившийся уклад, вносят новые
элементы.
Уклад включает:
цель и смысл деятельности ДОО, ее миссию;
принципы жизни и воспитания в ДОО;
образ ДОО, ее особенности, символику, внешний имидж;
отношение к воспитанникам, их родителям, сотрудникам и партнерам ДОО;
ключевые правила ДОО;
традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО;
особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО;
социокультурный контекст, внешнюю социальную и культурную среду ДОО с учетом
этнокультурных, конфессиональных и региональных особенностей.
Уклад образовательного пространства ДОО сложен и многомерен. В его основе лежат
следующие понятия: взаимодействие, традиция.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Взаимодействия между взрослыми и детьми, как и взаимодействия
8
между сверстниками, имеют огромное значение для оказания поддержки физическому,
социальному, эмоциональному и когнитивному развитию детей. Их роль также чрезвычайно
важна, поскольку эти взаимодействия способствуют непрерывному развитию и обучению детей,
помогая обмену знаниями, опытом, чувствами и мнениями. Именно через взаимодействия у
детей развивается чувство собственного «я» и чувство принадлежности к определенному
сообществу, а также приобретаются знания о стране, мире. Роль педагога состоит в том, чтобы
предоставлять детям возможности включаться во взаимодействия и участвовать в процессах
совместного построения знаний и смыслов. Педагог заботливо поддерживает воспитание,
развитие и обучение детей, а также моделирует (демонстрирует на собственном примере)
уважительные и доброжелательные взаимоотношения между всеми взрослыми, имеющими
отношение к жизни детей. Взаимодействия, помогающие устанавливать значимые и
уважительные отношения между всеми участниками процесса (когда есть стремление услышать
голос каждого), способствуют тому, чтобы у детей развивалась уверенность в себе, и они
становились продуктивными и заботливыми членами общества.
ТРАДИЦИЯ рассматривается как единица уклада, сохраняющая все его характеристики.
Традиции осознаются взрослыми и детьми, на них строится пространственная организация,
которая складывается из образовательных подпространств трех видов:
1. Образовательные пространства групп.
2. Культурные практики.
3. Образовательные пространства «общего поля».
В образовательных пространствах групп за единицу уклада взяты повседневные традиции.
Традиционными являются:
утренний круг в группе, в процессе которого происходит встреча детей друг с другом и с
воспитателями, планирование на предстоящий день, создание доброжелательной
атмосферы;
вечерний круг, в ходе которого подводятся итоги прошедшему дню: что планировали, что
получилось, над чем нужно поработать, отмечаются положительные моменты; - чтение
перед сном – способствует настрою на сон и воспитанию привычки к совместному чтению;
новости выходного дня - по понедельникам дети рассказывают, как провели выходные, что
интересного видели и узнали;
день рождения – способствует развитию у детей способности сопереживания радостных
событий, вызывает положительные эмоции, подчеркивает значимость каждого ребенка в
группе, объединяет детей и мотивирует на дружный хоровод, изготовление подарка, теплые
поздравления;
стена «Наши достижения» - на стенде вывешиваются благодарности, сертификаты детей,
тем самым отмечая их успехи в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. В
пространстве «общего поля» — традиции праздников и событий годового ритма. Стержнем
данного образовательного пространства являются общие для всего детского сада
событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Такое
взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию.
Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для
формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения,
самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние
педагога.
Культурные практики реализуются в совместной и самостоятельной деятельности детей в
процессе проживания событий. Культурные практики обеспечивают развитие самостоятельности
и активности ребенка. В Учреждении существуют особые формы общения со взрослыми:
создание коллажей и макетов природных зон, полочка «Умных книг», совместные проекты с
семьей «История моей семьи», «История моего имени». Совместная деятельность детей и
взрослых осуществляется в таких формах, как работа в паре, в круге, со сменой ведущего, в
подгруппах. Заслуженным уважением пользуется такая форма как «Гость группы» - это активная
9
форма познавательного общения со взрослыми. В гости к детям приходят взрослые (родители,
сотрудники), рассказывают о своей профессиональной деятельности, своих увлечениях.
Приобретение ребёнком личностного и социального опыта происходит в детском саду
повсеместно, во всех выстраиваемых педагогами пространствах.
Компоненты уклада профессионального сообщества.
В рамках существующего уклада педагогического коллектива выделено несколько
компонентов: коллегиальность, культура поведения, традиции и ритуалы, корпоративный стиль,
сетевое взаимодействие.
Коллегиальность – один из главных компонентов уклада профессионального сообщества.
Задачи коллектива – обеспечивать профессиональную взаимопомощь и поддержку, получать
удовольствие от общения с детьми, уважать себя и понимать социальную значимость своей
профессии. Чтобы создать доброжелательную, рабочую атмосферу, позитивный эмоциональный
настрой, педагогам необходимо поддерживать друг друга, принимать совместные решения.
В своей работе педагоги придерживаются единых ценностей:
уважение к человеку, ребенку, коллеге, родителям;
свобода в принятии ответственных решений;
высокий стандарт профессионального качества работы;
саморазвитие и постоянное творчество.
Корпоративный стиль.
Одежда и внешний вид сотрудников играют большую роль. Педагоги могут своим внешним
видом, как привлекать к сотрудничеству детей и взрослых, так и отталкивать. Основные
элементы корпоративного стиля: единые элементы в форме одежды для всех педагогов детского
сада (шарфы, платочки, футболки и др.).
Также учитываются следующие ключевые позиции: длина юбки не более чем два пальца выше
колена; макияж умеренный, натуральный; прическа опрятная.
Из корпоративной одежды исключены:
тапочки, спортивная обувь, туфли на высоком каблуке;
прозрачные и полупрозрачные ткани блуз и юбок;
спортивные костюмы;
неопрятная старая поношенная бесформенная одежда; • украшения и маникюр, которые могут
поранить ребенка.
Сетевое взаимодействие.
Сетевое взаимодействие – не менее важный компонент сообщества педагогов. Совместные
семинары, круглые столы, обмен педагогическим опытом является в работе педагогов. Такие
мероприятия также позволят устранить в коллективе конкуренцию. ДОО взаимодействует с
городским ресурсным центром по инженерно-технологическому образованию, городской
филармонией, областной детской библиотекой.
Региональный компонент воспитательной работы.
Разработанная Программа предусматривает включение воспитанников в процессы
ознакомления с региональными особенностями Урала и Свердловской области.
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о
человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и
привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой
основе воспитывается патриотизм. Поэтому в образовательном процессе используются
разнообразные методы и формы организации детской деятельности:
подвижные игры и забавы народов Урала (русские, башкирские, татарские);
слушание музыки и песен уральских авторов;
наблюдения в природе региона;
чтение детской литературы, стихов поэтов и писателей Урала;
10
знакомство с народно-прикладным искусством: Нижне-тагильская роспись, Каслинское литье,
Сысертский фарфор.
2.2. Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами
воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и
практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность.
При организации воспитывающей среды ДОО учитываются:
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему
миру, другим людям, себе;
условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с
традиционными ценностями российского общества;
условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в
разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское
сообщество.
Условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к
окружающему миру, другим людям, себе.
Для реализации процесса формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к
окружающему миру, другим людям воспитатели и педагоги ДОО в своей работе используют
разные виды деятельности:
игровая деятельность - дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого
общества;
коммуникативная - объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности
ребенка в эмоциональной близости с взрослым;
предметная - удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает
ориентировать в окружающем мире;
изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых,
познать его и принять в нем участие;
наблюдение - обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов,
закрепляет социальные чувства;
проектная - активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и
интеграцию разных видов деятельности;
конструктивная - дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое
воображение, механизмы управления собственным поведением.
Условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в
соответствии с традиционными ценностями российского общества:
ситуации бытового взаимодействия, культурные практики повседневной жизни;
самостоятельная игровая, коммуникативная, художественная деятельность детей;
занятия (в том числе совместные занятия детей и родителей);
социокультурные праздники и досуговые мероприятия;
экскурсии и целевые прогулки;
кружковая работа;
встречи с интересными людьми — носителями культуры.
Условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество.
Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать
11
существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность
принимать самостоятельные решения). Дошкольники получают позитивный социальный опыт
создания и воплощения собственных замыслов. Дети чувствуют, что их попытки пробовать
новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны
взрослыми.
С целью поддержания детской инициативы педагоги регулярно создают ситуации, в
которых дошкольники учатся:
при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы
фиксации их выбора);
предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.); - планировать
собственные действия индивидуально и в малой группе, команде; - оценивать результаты своих
действий индивидуально и в малой группе, команде.
2.3. Общности образовательной организации.
Общности – система связей и отношений между людьми на основе ценностных оснований,
которые разделяют все участники общности и которые определяют цели их совместной
деятельности (п. 29.3.3 ФОП ДО). Выделены следующие общности ДОО:
педагог – дети;
родители (законные представители) – ребенок;
педагог – родители (законные представители).
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми,
единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Основой
эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники ДОО:
являются примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров,
норм общения и поведения;
мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже самые незначительные стремления
к общению и взаимодействию;
поощряют детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы
сверстников принимала общественную направленность;
заботятся о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему
товарищу;
воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников
(организованность, общительность,
отзывчивость,
щедрость,
доброжелательность и пр.);
учат детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и
объединяли ребят;
воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают
консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим
коллегам в организации воспитательных мероприятий.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых
членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и
воспитания детей, но и уважение друг к другу.
12
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую
поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем
создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и
воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к
полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников
общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят
взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте
и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых
воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под
руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься,
достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда,
когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои
желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель воспитывает у детей
привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими
людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским
взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать
как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями
достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском
саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с
младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и
приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и
ответственности.
Культура поведения педагогов в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как
условия решения возрастных задач воспитания.
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Педагоги должны соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
улыбка - всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в
детском саду;
тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
уважительное отношение к личности воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться
13
с выводами о поведении и способностях воспитанников;
умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; - знание возрастных
и индивидуальных особенностей воспитанников; - соответствие внешнего вида статусу
воспитателя детского сада.
2.4. Задачи воспитания в образовательных областях (п.29.3.4.).
Направления
Базовые ценности
Задачи воспитания
воспитания
Социально-коммуникативное развитие
Патриотическое,
Родина, природа, семья,
Воспитание любви к своей семье,
духовночеловек, жизнь, милосердие, своему населенному пункту,
родному краю, своей стране;
нравственное,
добро, дружба,
-воспитание
уважительного
социальное,
сотрудничество, труд.
отношения к ровесникам, родителям
трудовое.
(законным представителям), соседям,
другим людям вне зависимости от их
этнической принадлежности;
-воспитание
ценностного
отношения к культурному наследию
своего народа,
к
нравственным
и
культурным
традициям России;
содействие
становлению
целостной картины мира, основанной
на представлениях о добре и зле,
прекрасном
и
безобразном,
правдивом и ложном;
воспитание социальных чувств
и
навыков:
способности
к
сопереживанию,
общительности,
дружелюбия, сотрудничества, умения
соблюдать правила,
активной личностной позиции;
-создание условий для возникновения
у ребенка нравственного, социально
значимого
поступка, приобретения ребенком
опыта милосердия и заботы;
-поддержка трудового
усилия,
привычки к доступному
дошкольнику
напряжению
физических,
умственных и
нравственных сил для
решения
трудовой задачи;
-формирование
способности
бережно и уважительно относиться к
результатам своего труда и труда
других людей.
Познавательное развитие
14
Познавательное,
патриотическое
Родина,
человек, семья, Воспитание отношения к знанию как
ценности, понимание значения
познание, природа
образования для человека,
общества,
страны;
-приобщение к отечественным
традициям и праздникам, к истории
и достижениям родной страны, к
культурному наследию народов
России;
- воспитание уважения к людям –
представителям разных народов
России независимо от их
этнической
принадлежности;
-воспитание уважительного
отношения к
государственным
символам страны – флагу, гербу,
гимну;
-воспитание бережного и
ответственного отношения к природе
родного края, родной страны,
приобретение первого опыта
действий по сохранению природы.
Речевое развитие
Социальное,
эстетическое
Культура, красота
Владение
формами
речевого этикета,
отражающими принятые в
обществе правила и нормы
культурного поведения;
-воспитание отношения к родному
языку как ценности, умения
чувствовать красоту языка,
стремления говорить красиво на
правильном, богатом, образном
языке.
Художественно-эстетическое развитие
Эстетическое
Красота, культура, человек,
природа
Воспитание эстетических чувств к
различным объектам и явлениям
окружающего мира, к произведениям
разных видов, жанров и стилей
искусства;
-приобщение
к
традициям
и
великому культурному наследию
15
российского
народа,
шедеврам
мировой художественной культуры с
целью
раскрытия
ценностей
«Красота», «Природа», «Культура»; становление
эстетического,
эмоционально-ценностного
отношения к окружающему миру для
гармонизации внешнего мира и
внутреннего мира ребенка;
-формирование целостной картины
мира на основе интеграции
интеллектуального
и
эмоциональнообразного способов его
освоения детьми;
-создание условий для выявления,
развития и реализации творческого
потенциала каждого ребенка с учетом
его индивидуальности, поддержка его
готовности
к
творческой
самореализации и сотворчеству с
другими людьми.
Физическое развитие
Физическое
и Жизнь, здоровье
оздоровительное
Формирование у ребенка возрасто
сообразных представлений о жизни,
здоровье и физической культуре;
-становление эмоциональноценностного отношения к здоровому
образу жизни, интереса к физическим
упражнениям, подвижным играм,
закаливанию организма, к овладению
гигиеническими нормами и
правилами;
-воспитание активности,
самостоятельности, уверенности,
нравственных и волевых качеств.
2.5. Формы совместной деятельности в Учреждении (п.29.3.5. ФОП ДО).
Федеральная программа воспитания устанавливает следующие формы совместной
деятельности в ДОО: взаимодействие с родителями, воспитательные события и совместная
деятельность в образовательных ситуациях.
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников строится на
принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения
детского сада (п. 29.3.5.1. ФОП ДО).
Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных
факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители, семья в целом
вырабатывают у детей базовые социальные и воспитательные ценности, ориентации,
потребности, интересы и привычки поведения.
Цель взаимодействия – объединение усилий педагогов и семьи по созданию условий для
развития личности ребёнка на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и
правил, принятых в российском обществе.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
16
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повышать компетентность
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания;
оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством
совместных мероприятий;
создавать условия для обсуждения с родителями (законными представителями) вопросов,
связанных с реализацией программы.
Формат взаимодействия с родителями (законными представителями) заключается в
следующем: родители и воспитатели - коллеги и партнеры, у которых общая задача —
воспитание ребенка.
Система взаимодействия с родителями (законными представителями) включает:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества,
способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с
детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в Учреждении, районе, городе;
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы взаимодействия:
опрос, анкетирование, интервьюирование;
информационные стенды;
консультации, беседы, рекомендации;
онлайн-информирование на сайте Учреждения;
семинары – практикумы, «круглые столы»;
образовательные проекты;
совместные экскурсии;
открытые просмотры мероприятий с участием детей;
День открытых дверей;
совместные досуги, праздники, концерты;
творческие выставки, вернисажи;
конкурсы;
экспозиции семейных реликвии, коллекций, традиций;
благотворительные акции;
участие в работе Совета родителей, Педагогического совета ДОО, родительских комитетов
Групповые формы работы:
общие родительские собрания;
групповые родительские собрания;
консультирование групп родителей по общим темам;
анкетирование;
оформление информационных стендов;
выставки, конкурсы совместного творчества;
участие в организации мини-музеев;
17
маршруты выходного дня;
концерты и праздники;
фестивали, марафоны и акции.
Индивидуальные формы работы:
консультации специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций,
связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста;
участие родителей (законных представителей) в педагогических консилиумах, проводимых в
случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка; - участие родителей
(законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации проектов и
мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) c целью координации
воспитательных усилий педагогического коллектива и семьи.
События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого
приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности (п.
29.3.5.2 ФОП ДО). Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть
понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него
общности.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В
каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий
детей, а также смысл своих действий в контексте задач воспитания, указанных в конкретных
базовых ценностях воспитательной работы в Учреждении. Событийным может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент,
традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые
проекты и прочее.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых организуется в разнообразных
традиционных и инновационных формах (акции, вечера музыки и поэзии, посещения семьями
программных тематических мероприятий, организованных учреждениями культуры и искусства,
семейные гостиные, фестивали, вечера вопросов и ответов, салоны, мастерские, праздники, в том
числе семейные, прогулки, экскурсии, проектная деятельность). Все мероприятия распределены
по направлениям воспитания с помощью матрицы воспитательных событий и соответствуют
календарному плану воспитательной работы Учреждения.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл работы на основе
традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать
работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком. Сущность воспитательного
события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта
совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно со взрослыми проживают значимое
событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим
успехам и удачам других. Подготовка, организация и проведение воспитательного события
проходит с учетом принципов: творческий подход к организации события; активность и
самодеятельность детей; поддержка инициативы детей; формирование опыта самостоятельного
решения проблемы; избегание оценочных суждений; коллективизм и социальная солидарность.
Педагоги реализуют следующие типы и формы воспитательных событий:
типы: запланированное; календарное; спонтанное;
формы: проект; акция; марафон; мастерская; игра; конкурс; праздник; досуг; экскурсия;
традиция; спонтанно возникшая ситуация.
Праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные
знаменательным датам и событиям в жизни страны: День России, День защитника Отечества,
Новый год, День матери, 8 Марта, День Победы. Новой формой, актуализирующей сотворчество
детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду.
18
Проекты воспитательной направленности. Проекты помогают детям научиться
работать в команде, овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, а также
объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. В ДОО
разработаны и реализуются следующие проекты «Генеалогическое древо семьи», «Диалог
поколений», «Моя страна – Россия», «Новый год шагает по планете», «Профессии отважных и
смелых».
Коллекционирование. Коллекционирование – современная инновационная форма
организации образовательного процесса получила широкое распространение в практике
педагогов. Средствами коллекционирования у ребенка развиваются:
познавательные ценности - пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный
опыт расширяется за счет приобщения к тому, что накоплено человечеством;
ценности преобразования - возникает стремление самому сделать то, что доступно
другому и создать нечто новое, оригинальное, творить;
ценности переживания - ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных
человеком вещей, творений искусства, возникает чувство уважения к мастерству.
Педагог вместе с детьми создает коллективные коллекции - фантиков, открыток, киндер сюрпризов, бумаги, ткани, пуговиц, природного материала (шишек, листьев, камней, коры
деревьев). Дети рассматривают коллекции, любуются совершенством созданных природой и
человеком предметов; учатся систематизировать предметы, раскладывать их по видам; находят
похожие экспонаты, сортируют по цвету, форме, размеру; проводят эксперименты. Поощряется
создание личных и семейных коллекций.
• Мини-музеи. Назначение создаваемых в ДОО мини-музеев — приобщение детей к традициям,
истории, культуре, познанию прошлого своей Родины, вовлечение детей в деятельность и
общение, воздействие на их эмоциональную сферу. Тематика мини-музеев определяется
педагогом совместно с детьми (от возраста и познавательных интересов): «Хлеб – всему голова»,
«Великие открытия», «История создания книг», «Волшебница – вода», «История знакомых
вещей» и др. Дети по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности,
задавать вопросы воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр,
пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования с экспонатами
мини-музея, а также дети старшего дошкольного возраста могут выступать в роли экскурсовода.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации
совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению Программы, в рамках которой
возможно решение конкретных задач воспитания (ФОП ДО п.29.3.5.3).
Воспитание в
образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в
ДОУ.
Совместная деятельность - основная модель организации образовательного процесса детей
дошкольного возраста. Это деятельность двух и более участников образовательного процесса
(взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно
и то же время.
В рамках совместной деятельности взрослого с детьми решаются задачи широкого плана:
развитие общих познавательных способностей (в том числе сенсорных, символического
мышления);
развитие инициативности детей во всех сферах деятельности;
развитие способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию,
направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его
природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).
Виды совместной деятельности в образовательных ситуациях в детском саду:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, проблемная ситуация, составление рассказов из личного опыта;
19
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-инсценировки; рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов,
презентаций, мультфильмов;
организация выставок книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских
поделок;
экскурсии в музей, в общеобразовательную организацию, посещение спектаклей, выставок;
игровые методы;
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение, одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд.
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют
партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной
деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС ДО.
2.6. Организация предметно-пространственной среды (п.29.3.6. ФОП ДО).
Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя
обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции,
развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению
средствами.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
содержательно-насыщенной,
развивающей,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей, эстетически привлекательной.
В соответствии с требованиями федеральной рабочей программы воспитания, РППС
включает следующие компоненты.
Направление воспитания/ Содержание РППС
ценности
Патриотическое / Родина,
знаки и символы государства, региона, города и ДОО
природа
(герб, флаг РФ, Свердловской области, г. Екатеринбурга;
фотографии Президента РФ и губернатора Свердловской области;
фотовыставки «Урал – наш край родной» и «Екатеринбург»)
компоненты,
отражающие
региональные,
этнографические
и другие особенности социокультурных
условий, в которых находится ДОО;
-компоненты, отражающие экологичность, природосообразность
и безопасность.
Социальное/Человек, семья,
компоненты, обеспечивающие детям возможность
дружба, сотрудничество
общения, игры и совместной деятельности;
компоненты, отражающие ценность семьи, людей разных
поколений, радость общения с семьей;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр с правилами,
традиционных народных игр.
20
Познавательное / Познание
объекты для исследования в действии (наборы для опытов с
водой, воздухом, магнитами, песком);
образно-символический материал (карты, иллюстрации и
фото России, Урала, наборы картинок природы, глобус;
развивающие современные игры на развитие мышления,
внимания, памяти, воображения (весы, часы, пружинки, свойства
магнитов, свойства воды и др.);
настенные панели серии «Профессии»;
нормативно-знаковый материал: календари, карточки,
наборы геометрических кубиков для счета и для конструирования),
головоломки, лабиринты;
коллекции;
настольно-печатные игры;
-оборудование и материалы для познавательноисследовательской
деятельности:
природный материал (песок, вода, глина, камни, ракушки,
минералы, земля, семена, листья и др.);
сыпучие продукты (горох, манка, гречка, рис, бобы и т. д.);
пищевые красители;
емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки,
воронки, сито, мензурки;
микроскоп, лупы, цветные и прозрачные стекла;
игрушки-волчки, по-разному окрашенные;
технические устройства и игрушки;
плакаты природного сообщества: водоема, леса, луга, поля,
приусадебного участка, птицы зимой;
библиотека познавательной литературы (энциклопедии,
иллюстрированные издания о животном и растительном мире
планеты, о жизни людей разных стран).
Физическое и
Оздоровительное
/Здоровье, жизнь
модули, спортивный инвентарь, дорожки для коррекции
плоскостопия;
атрибуты для спортивных и подвижных игр;
игрушки для реализации двигательной активности;
-иллюстративный и
дидактический
материал
по
профилактике безопасного поведения в быту, природе и на улице;
картотека подвижных игр.
Трудовое / Труд
игрушки – предметы оперирования;
маркеры игрового пространства (детская кукольная мебель,
предметы быта);
полифункциональные материалы;
атрибуты для игр;
- материалы и оборудование для разных видов труда.
21
Эстетическое / Культура,
красота
маскарадные (сценические) костюмы для
проведения праздничных, театрализованных постановок; музыкальные инструменты;
различные виды театров;
ширмы для кукольного театра. - детские
театральные костюмы; - игрушки-персонажи.
Духовно-нравственное /
Жизнь, милосердие, добро
материал для знакомства детей с «малой родиной»; предметы старины;
народные игрушки;
предметы народного декоративно-прикладного искусства.
2.7 Социальное партнерство (п.29.3.7. ФОП ДО).
Реализация
воспитательного
потенциала социального партнерства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни
открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и
тому подобное);
проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций
воспитательной направленности;
участие представителей организаций-партнеров в проведении акций воспитательной
направленности;
реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых
детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с организациями-партнерами.
Организация
Цель взаимодействия
Детская библиотека №18
Свердловская
государственная
академическая филармония
Приобщение детей к художественной литературе,
чтению: экскурсии, участие в мероприятиях
(викторинах, тематических
развлечениях)
Приобщение детей к музыкальному искусству,
формирование у них музыкального вкуса и обогащение
впечатлений.
Городской
ресурсный центр по
инженерно-технологическому
образованию
Формирование у детей инженерно-технических
компетенций и ранняя профессиональная ориентация.
Сотрудники МЧС, полиции, ГИБДД,
ВС РФ
Создать условия для обогащения представлений
дошкольников о защитниках Отечества, профессиях,
требующих особых качеств
III. Организационный раздел Программы воспитания.
3.1. Кадровое обеспечение (п.29.4.1. ФОП ДО)..
В реализации Программы воспитания принимает участие весь педагогический коллектив,
укомплектованный согласно штатному расписанию.
22
Наименование должности
Функционал, связанный с планированием, организацией и
(в соответствии со
реализацией воспитательной деятельности
штатным расписанием
Учреждения)
Заведующий
управление воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;
создание условий, позволяющие педагогическому составу
эффективно реализовать воспитательную деятельность;
проведение анализа итогов воспитательной работы за год;
обеспечение повышения квалификации педагогических
работников по вопросам воспитания;
утверждение воспитательной деятельности на год, включая
календарный план воспитательной работы на год;
регулирование воспитательной деятельности в ДОУ;
контроль
исполнения управленческих решений по
воспитательной деятельности.
Заместитель заведующего
организация воспитательного процесса;
разработка необходимых для организации воспитательной
деятельности нормативных документов (положений, инструкций,
должностных и функциональных обязанностей, проектов и плана
воспитательной работы);
организация воспитательного процесса;
организационно-координационная работа по проведению
воспитательных событий на уровне сада и муниципалитета; организация и проведение мониторинга воспитательной
деятельности;
организация повышения квалификации
и
профессиональной переподготовки педагогов;
осуществление анализа и контроля воспитательной
деятельности;
изучение и распространение передового опыта педагогов
ДОУ, других образовательных организаций;
формирование мотивации педагогов к участию в разработке
и реализации разнообразных воспитательных и социально
значимых проектов;
наполнение и обновление сайта ДОУ информацией о
воспитательной деятельности;
участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, проектах
разного уровня;
организационно-методическое
сопровождение
воспитательной деятельности, педагогических инициатив;
развитие сотрудничества с социальными партнерами;
организация сетевого взаимодействия с учреждениями
города, подготовка договоров на новый учебный год.
23
Воспитатель
изучение личности воспитанников, их склонностей,
интересов;планирование и организация воспитательного процесса
в течение пребывания воспитанников в ДОУ;
создание
благоприятной
микросреды
и
моральнопсихологический климат для каждого воспитанника; создание условий для формирования у воспитанников активной
гражданской позиции;
организация работы по формированию общей культуры
личности воспитанников и их социализации;
внедрение здорового образа жизни;
внедрение в практику воспитательной деятельности новых
технологий взаимодействия и сотрудничества с детьми;
оказание
поддержки
одаренным
и
талантливым
воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в
развитии;
организация участия воспитанников в событиях и
мероприятиях, проводимых ДОУ, районными, городскими и
другими структурами в рамках воспитательной деятельности.
Музыкальный руководитель
изучение личности воспитанников, их склонностей,
интересов; - создание условий для развития музыкальных
способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности
воспитанников;
координация работы педагогического персонала и
родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального
воспитания детей, определение направления их участия в развитии
музыкальных способностей с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих
способностей;
создание
благоприятной
микросреды
и
моральнопсихологического климата для каждого воспитанника;
участие в организации и проведении массовых
мероприятий с воспитанниками;
оказание
поддержки
одаренным
и
талантливым
воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в
развитии;
организация участия воспитанников в конкурсах,
фестивалях разного уровня.
24
Инструктор по физической
культуре
Учитель-логопед
Младший воспитатель
изучение личности воспитанников, их склонностей,
интересов;
организация активного отдыха воспитанников;
приобщение детей и
их
родителей
(законных
представителей) к ценностям здорового образа жизни;
формирование нравственно-волевых качеств;
создание
благоприятной микросреды и моральнопсихологического климата для каждого воспитанника;
участие в организации и проведении массовых мероприятий
с воспитанниками;
оказание
поддержки
одаренным
и
талантливым
воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в
развитии;
организация участия воспитанников в конкурсах,
фестивалях разного уровня.
изучение личности воспитанников, их склонностей,
интересов;
создание благоприятной микросреды и
моральнопсихологического климата для каждого воспитанника;
оказание поддержки воспитанникам, имеющим отклонения
в развитии;
организация работы по формированию общей культуры
личности воспитанников и их социализации.
совместно с воспитателем обеспечивает разные виды
деятельности воспитанников в течение дня (самообслуживание и
элементарный бытовой труд); - участвует в деятельности по
формированию общей культуры личности воспитанников.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение (п.29.4.2. ФОП ДО).
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС ДО;
ФОП ДО;
должностных инструкций педагогов по воспитательной деятельности.
Сетевая форма организации образовательного процесса строится на основании договоров с
социальными партнерами: детская библиотека №18, Свердловская государственная
академическая филармония, ГРЦ по инженерно-технологическому образованию.
Для реализации программы воспитания педагогами используется практическое руководство
«Воспитателю о воспитании», представленное в открытом доступе в электронной форме на
платформе институт воспитания.рф.
3.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей (п.29.4.3. ФОП ДО). По
своим основным задачам воспитательная работа в Учреждении не зависит от наличия (отсутствия)
у ребёнка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в Учреждении лежат традиционные ценности
25
российского общества. Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных
категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с
инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально уязвимых
групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, и так далее), одаренные дети и
другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка
независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития.
Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение
целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1. направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми
образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера
и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем
личного опыта детей особых категорий;
2. формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми
образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание
условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных,
духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3. создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой
категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране
и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4. доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей
ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда
созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми
образовательными потребностями;
5. участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка
дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
26