Приложение № 11
к образовательной программе
дошкольного образования
МАДОУ - детского сада № 106
Рабочая программа
образовательной деятельности
в группах общеразвивающей направленности
по физическому развитию
Срок реализации: 2024-2025 учебный год
Составитель: Скурихина Е.А.,
инструктор по физической культуре
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
2.2.4.
2.3
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации рабочей Программы
Принципы и подходы к формированию рабочей Программы
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения рабочей Программы
ОО «Физическое развитие»
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Содержательный раздел
Задачи физического развития детей дошкольного возраста
Задачи физического развития детей 3-4 лет
Задачи физического развития детей 4-5 лет
Задачи физического развития детей 5-6 лет
Задачи физического развития детей 6-7 лет
Описание образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» с
описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы,
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики
их образовательных потребностей и интересов
Содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей 3-4 лет
Содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей 4-5 лет
Содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей 5-6 лет
Содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей 6-7 лет
Основные требования по освоению детьми образовательной области «Физическое
развитие»
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение рабочей Программы
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения, воспитания
Модель организации образовательного процесса
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
3
3
4
4
6
7
8
9
9
9
9
10
10
11
13
14
15
17
21
22
23
24
24
27
30
30
31
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1. Целевой раздел.
1. 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по физическому развитию детей дошкольного возраста (далее Программа) составлена на основе образовательной программы дошкольного образования
МАДОУ- детского сада № 106 (далее – Учреждение).
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми
документами:
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года»;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г.
№ 874;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением,
внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября.2022
г. № 955;
• Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
• Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №
1028);
• Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809;
• Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ – детского сада №
106.
Программа определяет содержание образовательной деятельности по приобщению к
двигательной культуре детей дошкольного возраста с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в образовательной области «Физическое развитие».
Содержательной основой разработки обязательной части Программы является
образовательная программа дошкольного образования Учреждения.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,
составлена с учетом образовательных потребностей, интересов детей и членов их семей.
Эта часть разработана на основе образовательной программы с учетом специфики
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «СамоЦвет»
(О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская), а также
12
парциальной программы и технологии физического воспитания детей 3-7 лет «Играйте на
здоровье» (автор Л.Н.Волошина).
13
1.2. Цели и задачи реализации рабочей Программы.
Цель обязательной части - создание условий, обеспечивающих воспитание
здорового, физически совершенного, гармонически и творчески развитого человека;
формирование ценностного отношения к двигательной культуре.
Достижение
поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
развитие таких двигательных качеств как общая выносливость, ловкость, сила,
быстрота, гибкость, а также координационных способностей;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами физических
упражнений и подвижных игр;
формирование умения выполнять знакомые движения легко, свободно, ритмично
и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие;
формирование осознанного использования приобретенных двигательных навыков
в различных условиях;
формирование некоторых норм здорового образа жизни;
побуждение к проявлению морально-волевых качеств таких, как настойчивость,
взаимопомощь, сотрудничество, ответственность.
Цель части, формируемой участниками образовательных отношений формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национальнокультурных традиций, обучение играм с элементами спорта.
Задачи:
вызвать устойчивый интерес к играм с элементами спорта;
обогащать двигательный опыт посредством ознакомления со спортивными
упражнения и играми народов Среднего Урала;
развивать двигательный опыт ребенка с использованием средств ближайшего
природного и социального окружения, стимулировать двигательную активность,
стремление к самостоятельности, к соблюдению правил, через подвижные игры народов
Урала;
развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного
выполнения движений в традиционных для Урала спортивных играх и упражнениях;
формировать интерес к физической культуре, к народным подвижным играм, к
спортивным событиям города и страны.
14
1.3. Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей Программы
Программа строится в соответствии с основными принципами дошкольного
образования:
1. Полноценное
проживание
ребенком
всех
этапов
детства,
обогащение(амплификация)детского развития. Все содержание программы направлено
на обеспечение каждому ребенку возможности содержательно прожить все периоды
дошкольного детства, на реализацию принципа развивающего образования, в
соответствии с которым целью дошкольного образования является развитие ребенка;
2. Построение образовательной деятельности на основеиндивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования. ООП ДО реализует
личностный̆ подход, который̆ предполагает отношение к каждому ребенку как к
самостоятельной̆ ценности, принятие его таким, каков он есть. Личностный̆ подход
предусматривает утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных
(партнерских) отношений между взрослыми и детьми, гибкое реагирование педагога на
образовательные потребности детей;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество с семьей;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей. Приобщение детей к культуре
своего народа (родной̆ язык, произведения национальных поэтов, художников,
скульпторов, традиционная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство);
10. Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.
Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и
активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают
специфические закономерности физического воспитания:
1. Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по
физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников,
должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные
условия для двигательной активности детей.
2. Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который
выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально –
нравственного и художественно – эстетического воспитания, единства своей реализации
с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
3. Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю
систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно – оздоровительной
работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и
15
методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе
организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.
4. Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и
охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию
учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого
оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп
двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип
возрастной адекватности физических упражнений.
5. Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий,
цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности
чередовании я нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных
занятий.
6. Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада
и семьи в вопросах воспитания, оздоровления,распорядка дня, двигательной активности,
гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных
навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям
воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях –
физкультурных досугах, праздниках и походах.
16
1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы
характеристики, в том числе характеристика особенностей физического развития
детей дошкольного возраста.
В разработке Программы учитывается характеристика возрастных возможностей и
особенностей физического развития детей дошкольного возраста, данная авторами
образовательной программы дошкольного образования «Истоки» и образовательной
программы дошкольного образования «СамоЦвет».
Характеристика
индивидуальных
особенностей
развития
детей,
воспитывающихся в дошкольной организации.
Списочный состав (на 02.09.2024 г.) - 217 детей дошкольного возраста.
175 в возраст от 3 до 7 лет, из них: мальчиков – 98, девочек –75:
дети с 3 до 4 лет – 51, из них мальчиков –29; девочек – 22.
дети с 4 до 5 лет – 40; из них мальчиков –22; девочек –18.
дети с 5 до 6 лет - 28; из них: мальчиков - 17; девочек –11.
дети 6 – 7 лет – 56, из них мальчиков –27; девочек –29.
Состояние здоровья воспитанников (чел)
Группа здоровья
I
42
II
106
III
17
Физическое развитие (чел/%)
Показатели
Гармоническое развитие
Антропометрические
показатели
IV
-
Количество/
%
146/88%
Высокий рост
10/6%
Избыточная масса тела
4/2%
Дефицит массы тела
5/3%
У 27 детей (9 детей с ОВЗ), занимающихся с учителем-логопедом, отмечены
различные нарушения общей и мелкой моторики, координации движений. При
составлении Программы учитывались результаты педагогической диагностики (сентябрь
2024г.) физической подготовленности воспитанников средних и старших групп.
Образовательная деятельность по физическому развитию осуществляется исходя из
особенностей холодного и теплого времени года нашего региона. В холодный период
непрерывная образовательная двигательная деятельность проводится в соответствии с
рекомендациями СанПиНа: старшие и подготовительные к школе группы - в зале 2 раза в
неделю, на воздухе 1 раз в неделю; младшие и средние группы – 3 раза в неделю в зале. В
зависимости от состояния погоды вносятся коррективы в физкультурно-оздоровительную
работу.
17
В Учреждении воспитываются, в основном дети из семей коренных народов Урала
(русские, башкиры, татары), но наблюдается увеличение количества детей из стран
ближнего Зарубежья (армяне, азербайджанцы). Отражение национально – культурных
особенностей обеспечивается через включение в образовательную деятельность
традиционных для данных народов подвижных игр, игр-аттракционов и развлечений.
18
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей Программы.
Планируемые
результаты освоения Программы по физическому развитию
воспитанников представлены в виде показателей физического развития ребенка к концу
4-го года, 5-го года, 6-го года и 7-го года (ФОП ДО, стр.9-19).
К четырем годам:
-демонстрирует положительное отношение к физическим упражнениям, проявляет
избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля мяча,
ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
Проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом
включается в подвижные игры;
- выполняет простейшие правила построения и перестроения, ритмические упражнения
под музыку;
- демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет
равновесие при ходьбе, беге, прыжках;
- способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое,
выполнять движения в общем для всех темпе.
К пяти годам:
-ребенок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с
физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает
потребность в двигательной активности.
-ребенок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость,
ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет
основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений,
с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит
освоенные движения в самостоятельную деятельность;
- ребенок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно
охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
К шести годам:
-ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности,
проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам,
показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет
представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;
-ребенок проявляет осознанность во время занятий физической культурой,
демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию,
выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при
составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений;
-ребенок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание
других детей и организовать знакомую подвижную игру.
-ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе
ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов.
К семи годам (к концу дошкольного возраста):
- у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые
качества;
-ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может
контролировать свои движение и управлять ими;
19
-ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной
гигиены;
-ребенок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие,
основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает
простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
-ребенок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
-ребенок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может
осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
-ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе
занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
-ребенок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в
двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать,
укрепить и сохранить его.
20
1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Оценивание качества образовательной деятельности, в том числе по физическому
развитию воспитанников определяется требованиями Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», а также ФОП ДО, в котором определены
государственные гарантии качества образования.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой,
предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, включая
психолого-педагогические, материально-технические, информационно-методические.
Программой также предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
– педагогические наблюдения и педагогическую диагностику физической
подготовленности, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью
их дальнейшей оптимизации; – листы оценки результатов освоения Программы.
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики
физической подготовленности проводится два раза в год по разработанному
инструментарию (автор М.А.Рунова).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) предусмотрено использовать
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории и (или) профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Система оценки качества предоставляет материал для рефлексии педагогической
деятельности и для работы над Программой. Результаты оценивания качества
образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений рабочей
программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной
деятельности.
21
2. Содержательный раздел.
2.1 Задачи физического развития детей дошкольного возраста:
2.1.1. Задачи физического развития детей 3-4 лет
- продолжать обогащать двигательный опыт ребенка разнообразными движениями,
активизировать двигательную деятельность, обучая строевым упражнениям, ОВД, ОРУ,
спортивным упражнениям, музыкально-ритмическим упражнениям, подвижным играм;
- развивать психофизические качества, ориентировку в пространстве, равновесие,
координацию движений;
- формировать интерес и положительное отношение к физическим упражнениям,
самостоятельность, умение согласовывать свои действия с движениями других детей;
- сохранять и укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания,
закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщать к
ЗОЖ, формируя полезные привычки.
2.1.2. Задачи физического развития детей 4-5 лет
- обогащать двигательный опыт ребенка, создавать условия для оптимальной
двигательной деятельности, обучая техничному выполнению разнообразных физических
упражнений, музыкально-ритмических движений в разных формах двигательной
деятельности;
- продолжать учить быстро и самостоятельно ориентироваться в пространстве,
выполнять движения скоординировано, согласованно;
- продолжать формировать психофизические качества, координацию движений,
равновесие, меткость;
- воспитывать волевые качества, произвольность, стремление соблюдать правила в
ПИ, проявлять творчество и самостоятельность при выполнении физических упражнений;
- воспитывать интерес и положительное отношение к физическим упражнениям,
разным формам двигательной деятельности;
- сохранять и укреплять здоровье ребенка, способствовать правильному
формированию опорно-двигательного аппарата, осанки, укреплению иммунитета
средствами физического воспитания;
- формировать представления о факторах, влияющих на здоровье;
- воспитывать полезные привычки, осознанное отношение к здоровью.
2.1.3. Задачи физического развития детей 5-6 лет
- продолжать обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной
двигательной деятельности, развивая умения технично, осознанно, активно, точно,
дифференцируя мышечные усилия, выполнять физические и музыкально-ритмические
упражнения;
- способствовать освоению элементов спортивных игр, спортивных упражнений,
элементарных туристских навыков;
- продолжать развивать психофизические качества, координацию, равновесие,
меткость, самоконтроль, самостоятельность, творчество при выполнении движений;
- учить соблюдать правила в подвижные игры, взаимодействовать в команде,
согласовывать действия свои и других детей, ориентироваться в пространстве;
- воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных
и спортивных играх и упражнениях;
22
- формировать представления о разных видах спорта и достижениях российских
спортсменов;
- сохранять и укреплять здоровье ребенка, формировать правильную осанку,
укреплять опорно-двигательный аппарат, иммунитет средствами физического
воспитания;
- расширять представления о здоровье и его ценности, факторах, влияющих на
здоровье, туризме как форме активного отдыха;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих, учить осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и
безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий.
2.1.4. Задачи физического развития детей 6-7 лет
- продолжать обогащать двигательный опыт, совершенствовать двигательные умения
и навыки в разных формах двигательной деятельности;
- продолжать осваивать элементы спортивных игр и упражнений, туристские навыки;
- развивать психофизические качества, самоконтроль, самостоятельность, творчество
при выполнении движений, ориентировку в пространстве;
- воспитывать стремление соблюдать правила в подвижной игре, учить
самостоятельно их организовывать и проводить, взаимодействовать в команде;
- воспитывать патриотические чувства, нравственно-волевые качества гражданскую
идентичность в двигательной деятельности;
- формировать осознанную потребность в двигательной активности;
- сохранять и укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания,
расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах
его укрепления;
- формировать представление о туризме, как форме активного отдыха, физкультуре и
спорте, спортивных достижениях;
- продолжать учить осознанно выполнять правила безопасного поведения в
двигательной деятельности и при проведении туристских прогулок и экскурсий;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни,
развивать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Для решения поставленных задач в каждой возрастной группе используются
следующие
формы организации двигательной деятельности:
- утренняя гигиеническая гимнастика
- физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе
- физкультминутки
- физкультпаузы
- подвижные игры
- бодрящая гимнастика
- индивидуальная работа по развитию движений в зале и на прогулке
- активный отдых (досуги, развлечения, праздники, туристические прогулки и
походы, динамический час)
- самостоятельная двигательная деятельность
и типы занятий:
23
- учебно-тренировочное
- сюжетное
- игровое
- тренировочное
- комплексное
- физкультурно-познавательное
- тематическое
- нетрадиционное
- контрольное.
24
2.2. Описание образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» с
описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы,
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и
психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате
целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества,
навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и
психического развития.
В ходе реализации Программы обеспечивается индивидуально-дифференцированный
подход к организации физического развития детей, что является основополагающим
критерием эффективности оздоровительной и развивающей работы.
Цель физического развития детей дошкольного возраста - формирование у детей
интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное
физическое развитие.
Основные направления реализации образовательной области «Физическое
развитие»:
- развитие двигательной деятельности;
- оздоровление;
- формирование ценностей здорового образа жизни; - формирование саморегуляции
в двигательной сфере.
Задачи физического развития.
Обязательная часть:
• способствовать приобретению опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• создавать условия для приобретения опыта совершенствования культуры
движений, правильной техники их выполнения, в том числе соблюдение заданного темпа
в беге и ходьбе, перестроениях, лазанье и ползание, бросание и ловля мяча, метание в цель,
соотнесение движений друг с другом в более сложных упражнениях и играх, точное
выполнение упражнения и движения в разном темпе и ритме с сохранением равновесия,
координации и ориентации в пространстве;
• формировать начальные представления о некоторых видах спорта, овладевать
подвижными играми с правилами;
• способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере;
• приобщать к ценностям здорового образа жизни, создавать условия для овладения
его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании), формировать полезные привычки.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
25
• развивать двигательный опыт ребенка с использованием средств ближайшего
природного и социального окружения, стимулировать двигательную активность,
стремление к самостоятельности, к соблюдению правил, через подвижные игры народов
Урала;
• формировать полезные привычки здорового образа жизни с использованием
местных природных факторов; познакомить с определенными качествами полезных
продуктов;
• развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного
выполнения движений в традиционных для Урала спортивных играх и упражнениях;
• развивать двигательные навыки и физические качества посредством спортивных
игр;
• развивать представления ребенка о пользе закаливания, режиме жизни, о
зависимости между особенностями климата Среднего Урала, погодных условий.
2.2.1.
Содержание образовательной деятельности по физическому развитию
от 3 до 4 лет:
Основная гимнастика (строевые упражнения, основные движения, ОРУ):
ОВД:
- ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье, катание,
бросание, ловля, метание, упражнения в
равновесии.
ОРУ:
- без предметов, с предметами (мячи, кубики 2
цветов, кегли, обручи, и т.п.), с опорой и на опоре
(стул, скамейка), из разных исходных положений.
Строевые упражнения:
- построение в шеренгу, колонну по одному, круг
по ориентирам с нахождением своего места в
строю, повороты переступанием по показу,
ориентиру.
Музыкально-ритмические
- ритмичная ходьба и бег под музыку по прямой и
по кругу, держась за руки, на полупальцах,
упражнения:
топающим шагом, вперед, приставным шагом
прямо и боком;
- имитационные движения, разнообразные
образно-игровые упражнения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние
(веселый котенок, хитрая лиса, быстрая белка и т.
д.);
- поочередное выставление ноги вперед, пятку,
притопывание
одной
ногой,
приседания
«пружинки», прямой галоп, кружение.
Подвижные игры:
- сюжетные игры, имитационные упражнения;
- несюжетные игры;
- игры на развитие ориентировки в пространстве;
- игры на развитие психофизических качеств,
равновесия, координации;
- малоподвижные игры.
Активный отдых:
- физкультурные досуги 1 раз в месяц, в
соответствии с календарно-тематическим планом
дошкольной образовательной организации.
26
Целевые ориентиры к концу 4-го года жизни:
- ребенок ориентируется в пространстве по зрительным и звуковым ориентирам, при
совместных построениях и выполнении основных движений, в подвижных играх;
- по показу педагога принимает исходное положение, более уверенно выполняет
движения, сохраняет равновесие при выполнении физических упражнений, музыкальноритмических движений, реагирует на сигналы, переключается с одного движения на
другое, выполняет общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
- осваивает спортивные упражнения;
- проявляет положительное отношение к физическим упражнениям, стремится к
самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым
двигательным действиям и подвижным играм, знает правила в подвижных играх,
стремится к выполнению ведущих ролей в игре;
- понимает необходимость соблюдения чистоты и гигиены для здоровья, имеет
сформированные полезные привычки, знает основные правила безопасного поведения в
двигательной деятельности.
2.2.2. Содержание образовательной деятельности по физическому развитию от 4
до 5 лет:
Основная гимнастика (строевые упражнения, основные движения, ОРУ):
- ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье,
ОВД:
катание,
бросание,
ловля,
метание,
упражнения в равновесии.
- под счёт, из разных исходных положений, в
ОРУ:
разном темпе, без предметов, с мелким
спортинвентарём.
- построение в колонну по одному, по два,
врассыпную;
- построение по росту;
Cтроевые упражнения:
- размыкание и смыкание на вытянутые руки,
равнение по ориентирам и без;
- перестроение из колонны по одному в
колонну по два в движении;
Ритмическая гимнастика:
- перестроение в звенья на ходу по
зрительным ориентирам;
- ходьба под ритм, музыку в разном темпе на
полупальцах, топающим шагом, вперед и
назад (спиной), приставным шагом прямо и
боком, галопом в сторону, согласовывая с
началом окончание музыки;
- ходьба по кругу за руки, с высоким
подниманием колена на месте и в движении,
27
прямо и вокруг себя, подскоки по одному и в
парах под ритм и музыку;
- выставление ноги на пятку, на носок,
притопывание
под
ритм,
повороты,
поочередное «выбрасывание» ног, движение
по кругу выполняя шаг с носка, ритмично
хлопать в ладоши;
- комбинации из двух освоенных движений.
- сюжетные игры, имитационные упражнения
- несюжетные игры
- игры на развитие ориентировки в
пространстве
Подвижные игры:
- игры на развитие психофизических качеств,
равновесия, координации
- народные игры
Активный отдых:
- малоподвижные игры.
- физкультурные досуги и развлечения 1-2 раз
в месяц, в соответствии с календарнотематическим
планом дошкольной
образовательной организации;
- участие в физкультурных праздниках в
качестве зрителей.
Целевые ориентиры к концу 5-го года жизни:
- ребенок осваивает разнообразные физические и музыкально-ритмические
упражнения, проявляет двигательную активность и психофизические качества,
демонстрирует координацию движений, развитие глазомера, ориентировку в
пространстве ориентирами и без, стремиться сохранять правильную осанку;
- проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, с желанием
выполняет упражнения основной гимнастики, участвует в подвижных играх и досуговой
деятельности;
- проявляет настойчивость и упорство для достижения результата, стремится к победе,
соблюдает правила в подвижных играх, переносит освоенные упражнения в
самостоятельную двигательную деятельность;
- знает правила безопасного поведения в двигательной деятельности;
- знает об отдельных факторах, положительно влияющих на здоровье, имеет
сформированные полезные привычки.
2.2.3. Содержание образовательной деятельности по физическому развитию от 5
до 6 лет:
Основная гимнастика (строевые упражнения, основные движения, ОРУ):
28
ОВД:
ОРУ:
Строевые упражнения:
- ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье,
катание,
бросание,
ловля,
метание,
упражнения в равновесии.
- под счёт, из разных исходных положений, в
разном темпе, без предметов, с мелким
спортинвентарём.
- построение в колонну по одному, в шеренгу,
круг и два круга (по ориентирам и без), по
диагонали, в два и три звена;
- перестроение из одной колоны в две, в
шеренгу по два, равняясь по ориентирам и без;
- повороты направо, налево, кругом;
- размыкание и смыкание.
- ходьба и бег под музыку в соответствии с
общим характером музыки, в разном темпе;
Ритмическая гимнастика:
- ходьба на высоких полупальцах, на носках,
на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с
каблука», вперед и назад (спиной), с высоким
подниманием колена (высокий шаг), с
ускорением и замедлением темпа;
- легкий ритмичный бег на носках, различные
виды галопа (прямой галоп, боковой галоп,
кружение);
- подскоки на месте и с продвижением вперед,
вокруг себя, в сочетании с хлопками и бегом,
кружения по одному и в парах.
- сюжетные игры, имитационные упражнения
- несюжетные игры
- игры на развитие ориентировки в
пространстве
Подвижные игры:
- игры на развитие психофизических качеств,
равновесия, координации
- народные игры
- малоподвижные игры.
Катание на санках:
Спортивные упражнения:
- по прямой, со скоростью, с горки, подъем с
санками в гору, с торможением при спуске с
горки.
29
Ходьба на лыжах:
- по лыжне (на расстояние до 500 м.);
- скользящим шагом;
- повороты на месте (направо и налево) с
переступанием;
- подъем на склон прямо «ступающим шагом»,
«полуелочкой» (прямо и наискосок).
- с поворотами направо и налево, соблюдая
правила, не наталкиваясь.
Элементы баскетбола:
- перебрасывание мяча друг другу от груди;
- ведение мяча правой и левой рукой;
- забрасывание мяча в корзину двумя руками
от груди;
Спортивные игры:
- игра по упрощенным правилам.
Бадминтон:
- отбивание волана ракеткой в заданном
направлении; игра с педагогом Элементы
футбола: отбивание мяча правой и левой
ногой в заданном направлении; обведение
мяча между и вокруг предметов; отбивание
мяча о стенку; передача мяча ногой друг другу
(3-5 м); игра по упрощенным правилам.
Целевые ориентиры к концу 6-го года жизни:
- ребенок выполняет физические упражнения в соответствии с возрастными
возможностями, достаточно технично, уверенно, в заданном темпе и ритме, выразительно;
- проявляет в двигательной деятельности сформированные в соответствии с возрастом
психофизические качества;
- способен проявить творчество, составляя несложные комбинации из знакомых
общеразвивающих, музыкально-ритмических упражнений, основных движений и
продемонстрировать их, придумать движения в подвижной игре и организовать ее;
- стремится осуществлять самоконтроль и дает оценку двигательным действия других
детей и своим, свободно ориентируется в пространстве, овладевает некоторыми
туристскими умениями;
- проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим
прогулкам и экскурсиям;
30
- умеет взаимодействовать в команде, проявляет инициативу, самостоятельность,
находчивость, взаимопомощь, стремится к личной и командной победе, демонстрирует
нравственно-волевые качества, ответственность перед командой, преодолевает
трудности;
- знает способы укрепления здоровья и факторы, положительно влияющие на него,
имеет представление о правилах гигиены, понимает необходимость сохранения и
укрепления здоровья, может оказать посильную помощь больным близким, стремиться
заботиться о своем здоровье и здоровье других людей;
- имеет представления о некоторых видах спорта, спортивных достижениях, туризме,
как форме активного отдыха, знает правила безопасного поведения в двигательной
деятельности, стремиться их соблюдать.
2.2.4. Содержание образовательной деятельности по физическому развитию от 6
до 7 лет:
Основная гимнастика (строевые упражнения, основные движения, ОРУ):
- ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье,
ОВД:
катание, бросание, ловля, метание, упражнения
в равновесии.
- в парах, с предметами и без них, из разных
ОРУ:
исходных положений, в разном темпе, с
паузами и поточно, под счет, музыку и др.
- самостоятельные построения в колонну по
одному, в круг, шеренгу;
- перестроение в колонну по двое, по трое, по
четыре на ходу, из одного круга в несколько (23);
Строевые упражнения:
- расчет на первый-второй и перестроение из
одной шеренги в две;
- равнение в колонне, шеренге, кругу;
- размыкание и смыкание приставным шагом;
- повороты направо, налево, кругом.
- отдельные комплексы из 6–8 упражнений под
музыку;
- танцевальный шаг польки, переменный шаг,
шаг с притопом, с хлопками;
Ритмическая гимнастика
- поочередное выбрасывание ног вперед в
прыжке;
- ритмичная ходьба с носка, приставной шаг с
приседанием и без, с продвижением вперед,
назад, в сторону;
31
кружение,
подскоки,
приседание
с
выставлением ноги вперед, в сторону, на носок
и на пятку, в сочетании с хлопками, с притопом,
движениями рук вверх, в сторону в такт и ритм
музыки.
- сюжетные игры, имитационные упражнения
- несюжетные игры
- игры на
пространстве
развитие
ориентировки
в
Подвижные игры:
- игры на развитие психофизических качеств,
равновесия, координации
- народные игры
- малоподвижные игры
Катание на санках:
- игровые задания и соревнования в катании на
санях на скорость.
Ходьба на лыжах:
Спортивные упражнения:
- скользящим шагом по лыжне, заложив руки за
спину 500–600 метров в медленном темпе в
зависимости от погодных условий;
- попеременным
палками);
двухшажным
ходом
(с
- повороты переступанием в движении;
- поднимание на горку «лесенкой», «елочкой».
Элементы баскетбола:
- передача мяча друг другу (двумя руками от
груди, одной рукой от плеча);
Спортивные игры
- перебрасывание мяча друг другу двумя
руками от груди, стоя напротив друг друга и в
движении; - ловля летящего мяча на разной
высоте (на уровне груди, над головой, сбоку,
снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон;
- забрасывание мяча в корзину двумя руками
из-за головы, от плеча;
- ведение мяча одной рукой, передавая его из
одной руки в другую, передвигаясь в разных
32
направлениях,
останавливаясь
передвигаясь по сигналу.
и
снова
Элементы футбола:
- передача мяча друг другу, отбивая его правой
и левой ногой, стоя на месте;
ведение
мяч
«змейкой»
между
расставленными предметами, попадать в
предметы, забивать мяч в ворота;
- играть по упрощенным правилам.
Элементы хоккея (без коньков — на снегу, на
траве):
- ведение шайбы клюшкой, не отрывая ее от
шайбы;
- прокатывание шайбы клюшкой друг другу,
задерживать шайбу клюшкой;
- ведение шайбы клюшкой вокруг предметов и
между ними;
- забрасывание шайбы в ворота, держа клюшку
двумя руками (справа и слева);
- попадание шайбой в ворота, ударять по ней с
места и после ведения.
Бадминтон:
- перебрасывание волана ракеткой на сторону
партнера без сетки, через сетку, правильно
удерживая ракетку.
Элементы настольного тенниса:
- подготовительные упражнения с ракеткой и
мячом (подбрасывать и ловить мяч одной
рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену);
- подача мяча через сетку после его отскока от
стола.
Целевые ориентиры к концу 7-го года жизни:
- ребенок результативно, уверенно, технически точно, выразительно с достаточной
амплитудой и усилием выполняет физические упражнения, музыкально-ритмические
упражнения и их комбинации с пособиями и без, осваивает элементы спортивных игр по
33
возрасту, проявляет психофизические качества, меткость, глазомер, сохраняет
равновесие, правильную осанку, свободно ориентируется в пространстве без ориентиров;
- осуществляет самоконтроль, может дать оценку выполнения упражнений другими
детьми;
- проявляет двигательное творчество, может придумать комбинации движений в
общеразвивающих упражнениях и подвижных играх, с удовольствием импровизирует;
- активно и с желанием участвует в подвижных играх и эстафетах, проявляет
инициативу, может их самостоятельно организовать и провести со сверстниками и
младшими детьми;
- проявляет инициативу, находчивость, морально-нравственные и волевые качества
(смелость, честность, взаимовыручка, целеустремленность, упорство и др.), оказывает
помощь товарищам, стремится к личной и командной победе, демонстрирует
ответственность перед командой, преодолевает трудности;
- осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
- имеет начальные представления о правилах здорового образа жизни, мерах
укрепления здоровья и профилактики, организме человека, владеет навыками личной
гигиены, может определить и описать свое самочувствие, знает, как поддержать, укрепить
и сохранить здоровье;
- имеет представление о некоторых видах спорта и спортивных достижениях,
соблюдает правила безопасного поведения в двигательной деятельности и во врем пеших
туристских прогулок и экскурсий;
- стремиться оказать помощь и поддержку больным людям, заботливо относится к
своему здоровью и здоровью окружающих.
Содержание образовательной деятельности в рамках ОО «Физическое развитие»
реализуется в соответствии с ФОП, с опорой на учебно-методический комплекс к
программе «От рождения до школы», перспективным планированием обучения основным
видам движений (см. Приложение 2: Перспективное планирование основных видов
движений).
Для обучения спортивным играм и упражнениям, музыкально-ритмическим
движениям, освоения навыков туристических походов, используются следующие
методические пособия:
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).
2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей. – М.:
Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.
3. Галицкий А., Марков О. Азбука бадминтона. – М., ФиС., 1987.
4. Завьялова Т.П. Методика обучения и воспитания. Туризм в детском саду.
Издательство «Юрайт», 2022 г.
5. Адашкявичене Э.И., «Спортивные игры и упражнения в детском саду», Москва
«Просвещение» 1992 г.
6. Козак О.Н., «Зимние игры для больших и маленьких», Санкт-Петербург «Союз»
1999 г.
7. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с
детьми 3-7 лет.
8. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3-4 года).
34
9. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4-5 лет).
10.
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5-6
лет).
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к
школе группа (6-7 лет).
12.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для
детей 3-7 лет.
13.
Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.
11.
35
2.3. Основные требования по освоению детьми образовательной области
«Физическое развитие»
Использование культурных практик в содержании образования вызвано объективной
При реализации рабочей программы по физическому развитию в образовательной
деятельности, в режимных моментах, при организации активного отдыха, туристических
походах и прогулках педагоги ДОО особое внимание уделяют следующим аспектам:
2-я младшая группа
- формированию умения выполнять строевые упражнения, находить свое место при
совместных построениях, передвижениях;
- выполнять ОРУ, музыкально-ритмические упражнения;
- созданию условия для освоения ОВД и спортивных упражнений, организации
подвижных игр, помощи детям выполнять движения естественно, согласованно, сохраняя
равновесие;
- формированию умение слышать указания педагога, принимать исходные
положения, реагировать на зрительный и звуковой сигналы, начинать и заканчивать
движение по сигналу, соблюдать правила в подвижных играх;
- организации активного отдыха, приобщению детей к ЗОЖ, овладению
элементарными нормами и правилами поведения в двигательной деятельности,
формирует умения и навыки личной гигиены, воспитанию полезных для здоровья
привычек.
Средняя группа
- формированию двигательных умений и навыков, развитию психофизических
качеств;
- обучению точно принимать исходные положения, поддержанию стремления
соблюдать технику выполнения упражнений, правил в подвижных играх;
- умению слушать и слышать указания педагога, ориентироваться на словесную
инструкцию и зрительно-слуховые ориентиры;
- развитию умения использовать движения в самостоятельной̆ двигательной
деятельности, импровизировать, поддерживать дружеские взаимоотношения со
сверстниками, проявлять целеустремленность и упорство в достижении цели;
- овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни,
формированию представлений о правилах поведения в двигательной деятельности,
закреплению полезных привычек, способствующих укреплению и сохранению здоровья.
Старшая группа
- развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков, психофизических
качеств и способностей, обогащению двигательного опыта детей разнообразными
физическими и музыкально-ритмическими упражнениями;
- поддержке детской инициативы, формированию стремления творчески использовать
упражнения в самостоятельной̆ двигательной̆ деятельности;
- закреплению умения самостоятельно точно, технично выразительно выполнять
упражнения под счет, ритм, музыку, по показу и по словесной̆ инструкции, осуществлять
самоконтроль и самооценку выполнения упражнений;
- обучению подвижным играм, элементам спортивных игр, играм-эстафетам;
- поощрению стремления выполнять ведущую роль в подвижной̆ игре, осознанно
относится к выполнению правил, преодолевать препятствия, проявлять нравственноволевые качества, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
36
- расширению и закреплению представлений о здоровье, здоровом образе жизни,
формированию элементарных представлений (на доступном уровне) об организме
человека, о разных формах активного отдыха, включая туризм, формированию навыков
безопасного поведения в двигательной̆ деятельности;
- организует для детей̆ и родителей̆ туристские прогулки и экскурсии, физкультурные
праздник и досуги с соответствующей̆ тематикой̆.
Подготовительная группа
- закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков, развитию
психофизических качества и способностей;
- созданию условий для дальнейшего закрепления и совершенствования навыков
выполнения ОВД и их комбинаций, ОРУ, спортивных упражнений, освоению элементов
спортивных игр, игр-эстафет, музыкально-ритмических упражнений;
- обучению выполнять упражнения под счет, ритмично, в соответствии с
разнообразным характером музыки, а также технично, точно, выразительно выполнять
движения;
- обучению детей следовать инструкции, слышать и выполнять указания, соблюдать
дисциплину, осуществлять самоконтроль и оценку выполнения упражнений;
- поддержанию стремления творчески использовать двигательный опыт в
самостоятельной деятельности, организовывать и придумывать подвижные игры, ОРУ,
комбинировать движения, импровизировать;
- приобщение детей к ЗОЖ: расширение и уточнение представлений о факторах,
влияющих на здоровье, способах его сохранения и укрепления, мерах профилактики
болезней̆, поддержание интереса к физической̆ культуре, спорту, активному отдыху,
воспитание полезных привычек, осознанного, заботливого, бережного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих.
37
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Создание условий направленных на поддержку детской
соответствующих особенностям дошкольного возраста, предполагает:
инициативности,
обеспечение эмоционального благополучия, через непосредственное общение с
каждым ребенком, выражение чувства радости, своего отношения к ним;
уважительное отношение к двигательным потребностям и интересам, к
самовыражению культуры движений, к уверенности собственных возможностей;
предоставление игрового пространства, времени для осуществления замыслов в
сфере двигательной деятельности разной направленности; поощрение поиска
вариативности двигательных действий, способов организации, более сложных игровых
заданий, их комбинаций в подвижных играх, спортивных играх и упражнениях;
привлечение детей к составлению программы спортивных досугов и праздников,
их организации и проведению;
оказание поддержки и помощи в решении выбора участников совместной
двигательной деятельности, проблем игровых ситуаций, принятия выполнения более
сложных правил взаимодействия двигательной активности.
38
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи психолого-педагогической поддержки семей и повышения
компетентности родителей:
• оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную
психолого-педагогическую помощь в семейном воспитании детей, в том числе, по
вопросам физического развития;
• способствовать
повышению
компетентности
родителей
(законных
представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их
физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей;
• вовлекать родителей и других членов семей воспитанников непосредственно в
образовательную деятельность Учреждения;
• поддерживать образовательные инициативы родителей в сфере физического
развития детей.
В основу совместной деятельности заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость для родителей;
• взаимное доверие
во взаимоотношениях
педагога и родителей;
•дифференцированный подход к каждой семье;
• равноответственность родителей и педагога.
Содержание взаимодействия с семьями воспитанников по физическому
развитию.
Изучение семей воспитанников. Выявление готовности к сотрудничеству.
Ознакомление с программами, реализуемыми в Учреждении. Повышение психологопедагогической культуры и обогащение опыта по вопросам физического развития детей
дошкольного возраста. Вовлечение родителей в образовательный процесс по
физическому развитию детей дошкольного возраста. Информирование о ходе и
результатах образовательной деятельности по физическому развитию, в том числе
физкультурно-оздоровительной работы.
Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников.
- Индивидуальные беседы, консультации.
- Мастер-классы по обогащению родительского опыта в вопросах укрепления
здоровья детей.
- Родительские собрания.
- Фотовыставки.
- Детско-родительские проекты.
- Совместная деятельность детей и родителей (спортивные развлечения, праздники,
пешие походы).
- День Открытых Дверей, открытые просмотры образовательных мероприятий.
- Наглядная информация в уголках для родителей.
- Публикации на сайте МАДОУ-детского сада №106 https://106.tvoysadik.ru/ .
- Использование цифровых технологий как средство передачи информации
родителям.
39
3. Организационный раздел.
Материально-техническое обеспечение рабочей Программы
3.1.
Зал №1
№
п/п
Наименование
Количество
1.
Лестница-стремянка двусторонняя
1
2.
Лестница двусторонняя двойная
1
3.
Доски на крючках
3
4.
5.
Шест деревянный
Шведская стенка
1
1
6.
Тренажеры
3
7.
Гимнастическая скамейка (высота 30 см.)
2
8.
Ветрячки
23
9.
Мячи надувные
6
10.
Набор в сумке: конусов и реек
1
11.
Бревно гимнастическое (мягкое)
1
12.
Кольцо для баскетбола
2
13.
Щит для метания
2
14.
Корзины металлические для мячей
2
15.
Стойка для оборудования (сборная)
1
16.
Сетка для волейбола
1
17.
Дорожка ортопедическая из дерева
1
18.
Мягкий модуль свтофор
2
19.
1
20.
Дорожка самодельная сборная из ковриков для
гимнастики со следами рук и ног
Дуги из дерева для подлезания
21.
Ходули
2
22.
Палки гимнастические, длинной (1.50м.)
3
23.
Палки гимнастические, средние (1м.)
7
24.
Палки гимнастические (по 60 см.)
23
25.
Батут на пружинах
2
26.
Шлем на голову
1
27.
Щитки футбольные на ноги
2
28.
Футбольные ворота моментальной установки
2
29.
Хоккейные ворота
1
30.
Хоккейные шайбы
19
8
40
31.
Хоккейные клюшки
19
32.
Тоннель
2
33.
Кони - прыгуны
2
34.
Обручи обтянутые камуфляжной тканью
1
35.
Обручи большие
4
36.
Обручи малые
20
37.
Конусы
17
38.
Мешочки из кожзаменителя с наполнителем (150гр.)
15
39.
Скакалки
30
40.
Кегли пластиковые с цифрами
21
41.
Кегли мягкие набор (6 кегль и 1 мяч)
1
42.
Кегли красные
14
43.
Шары для кегль
4
44.
Султанчики (самодельные)
42
45.
Флажки разноцветные
45
46.
Флажки большие красные
8
47.
Флажки большие красные
9
48.
Кубики крупные (разноцветные)
17
49.
Кубики для ОРУ (самодельные, разноцветные)
10
50.
Платочки красные
36
51.
Платочки разноцветные с рисунком
30
52.
Платочки (желтые, зеленые, красные)
5
53.
31
54.
Платочки для игры «День и ночь» (белые – 16, черные –
15)
Ленты на кольцах
55.
Канат (3-4 м.)
1
56.
Веревки для упражнений (40-50 см.)
8
57.
Мячи надувные
6
58.
Теннисные ракетки для большого тенниса
2
59.
Мячи для мягкого бассейна пластиковые
11
60.
Мячи большого тенниса
38
61.
Мячи настольного тенниса
3
62.
Мячи мягкие для метания
14
63.
Мячи малые резиновые
30
49
41
64.
Мячи разноцветные из кожзаменителя
2
65.
Мячи футбольные
3
66.
Мячи баскетбольные
1
67.
Мячи (прыгуны)для фитбол гимнастики
10
68.
Мячи большие для фитбол гимнастики
4
69.
Мячи без поддува резиновые
31
70.
Мяч волейбольный
1
71.
Набивные мячи (1кг.)
2
72.
Мячи средние с рисунком
4
73.
Мячи резиновые (розовые, сиреневые, оранжевые)
19
74.
Мяч из искусственного меха большой
5
75.
Мяч из искусственного меха средние
1
76.
Символы олимпиады 2014 (медведь, леопард, заяц)
3
77.
Рули из пенки
78.
Серсо (самодельные)
3
79.
Серсо деревянный крестовой
1
80.
Надувные круги
4
81.
Игрушки мягкие (медведь розовый, медведь коричневы,
заяц сумка, кролик механический, заяц розовый, заяц
белый, лев, утенок, собака сумка, телепузик, змейка, чиж,
лось, поросенок, микки Маус).
Погремушки для ОРУ
14
82.
Зал №2
№
п/п
Наименование
30
Количество
1.
Фишки напольные
11
2.
Обручи средние
7
3.
Обручи малые
9
4.
5.
Коврики для фитнеса
Гимнастическая скамейка (высота 20 см.)
19
1
6.
Дорожка ортопедическая цветная (пластик)
1
7.
Дуги из дерева для подлезания
4
8.
Мешочки из кожзаменителя с наполнителем (150гр.)
18
9.
Скакалки
20
10.
Канат (3-4 м.)
1
11.
Мячи для мягкого бассейна пластиковые
29
42
12.
Мячи средние с рисунком
4
13.
Мячи резиновые цветные с рисунком (230мм.)
4
14.
Мячи резиновые (розовые, желтые)
5
15.
Мячи резиновые (розовые, сиреневые, оранжевые)
14
16.
Мяч-массажер с шипами малый
1
№
1
2
Перечень оборудования на спортивной площадке №1
Наименование
количество
Баскетбольные кольца
2
Гимнастическая стенка
1
3
Турник
3
4
Рукоход
1
5
Мишень (выносная)
2
6
Лабиринт
1
№
1
2
3
4
Перечень оборудования на спортивной площадке №2
Наименование
количество
Баскетбольные кольца
2
Лабиринт
1
Бревно (бум)
1
43
3.2.
Обеспеченность
методическими материалами и средствами
обучения, воспитания.
Перечень методической литературы по ОО «Физическое развитие».
I. Физическое развитие:
Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» - М. 2017.
Волосенко Н.Э. «Фитбол-гимнастика физического воспитания детей дошкольного
возраста» - Детство-Пресс 2018г.
Голицина
Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении» М. 2006 г.
Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у
малышей» - Скрипторий, 2007г.
Горбатенко О.Ф., Попова Г.П. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: для
старших дошкольников» - «Учитель», 2008г.
Зарецкая Н.В. «Танцы для детей среднего дошкольного возраста» - Айрис-Пресс, 2008
г.
Жданкина Е.Ф. «Корригирующая гимнастика в профилактике сколиоза у детей
дошкольного возраста» - ГОУ ВПО УПИ, 2006г.
Жданкина Е.Ф. «Корригирующая гимнастика в профилактике осанки у детей
дошкольного возраста» - ГОУ ВПО УПИ, 2006г.
Занозина А.Е., Гришанина С.Е. «Перспективное планирование физкультурных
занятий с детьми 6-7 лет» - Линка-Пресс, 2008.
Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья. (старшая группа)» - Детство-Пресс,
2005г.
Кудрявцев В.Т., ЕгоровБ.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» - Линка-Пресс
2000г.
Моргунова О.Н. «Планы-конспекты НОД с детьми 2-7 лет в ДОУ, образовательная
область «Физическая культура» - Воронеж, 2013г.
Мулаева Н.Б. «Конспекты- сценарии занятий по физической культуре для
дошкольников» - Детство-Пресс, 2010г.
Николаева Н.И. «Школа мяча» - Детство-Пресс 2012г.
Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Младшая группа» - МозаикаСинтез, 2014г.
Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Средняя группа» - МозаикаСинтез, 2014г.
Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Старшая группа» - МозаикаСинтез, 2014г.
Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе
группа» - Мозаика-Синтез, 2014г.
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе
группа детского сада» - Мозаика-Синтез, 2011г.
Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. «Физическая культура в дошкольном детстве» Просвещение, 2006г.
Степаненкова Э.В. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»
- Академия 2001г.
Хокинс Д., Пирсон А. «Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и
сильных рук» - Издательство Астрель, 2010г.
Подольская Е.И. «Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет» Учитель 2008г.
Рунова М.А. «Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми5-7
лет» -Просвещение, 2005г.
Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. «Фитбол-Аэробика для дошкольников «Танцы на
мячах»» - Детство-Пресс 2018г.
44
Сулим Е.В. «Зимние занятия по физкультуре с детьми 5-7 лет» - Москва 2011г.
Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» - ТЦ
Сфера 2005г.
Токаева Т.Э. «Парная гимнастика 3-6 лет» - Учитель 2009г.
Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду для детей 3-5 лет» - МозаикаСинтез. 2008г.
Чевычелова Е.А. «Зрительная гимнастика для детей2-7 лет» - Учитель 2013г.
II. Подвижные и спортивные игры.
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат: для детей от 5 до 7 лет» Сфера 2009 г.
Волошина Л.Н., Курилова Т.В. «Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет» - М.
2004г.
Воробьева Н.Л. «Попрыгаем, побегаем: сборник подвижных игр для детей 6-10 лт» АРКТИ, 2007г.
Голованова А.С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших
школьников» - С-П. 2007 г.
Железнова Е.Ф. «150 эстафет для детей дошкольного возраста» - М. 2010г.
Железнова Е. Р. «Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших
дошкольников» - С-П. 2015г.
Левченко А.Н., Матысов В.Ф. «Игры которых не было» - М. 2007 г.
Литвинова м.Ф. «Подвижные игры и игровые упражнения» -М. 2005 г.
Меренцев г. «Самые веселые игры на улице» - М. 2010 г.
Миняева Светлана «Подвижные игры дома и на улице» - М.2008 г.
Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет» - М.
2011 г.
Силантева С.В. «Подвижные игры на каждый день для укрепления здоровья детей» С-П. 2012 г.
Степоненко Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей от 2-7 лет» - М. 2013 г.
Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - С-П. 2008г.
Юрченко Е.М. «Вся жизнь ИГРА» -Новосибирск 2008г.
III. Активный отдых.
Бочарова Н.И. «туристические прогулки в детском саду» -М. 2004 г.
Болонова Г.П., Болонова Н.А. «сценарии спортивно театрализованных праздников»
- М. 2005 г.
Зарецкая Н. «Сценарий праздников для детского сада» - М. 2007 г.
3Кортушина М.Ю. «Сценарий оздоровительных досугов для детей 6-7 лет» - М. 2004
г.
Кортушина М.Ю. «Праздники здоровья для детей 3-4 лет. Сценарий для ДОУ» - М.
2008 г.
Кирилов Ю.А. «Сценарий физкультурных досугов и спортивных праздников для
детей массовых групп детского сада от3-до7 лет» - С-П. 2012г.
Кирилов Ю.А. «Навстречу олимпиаде. Физкультурные досуги для детей старшего
дошкольного возраста» - С-П. 2014 г.
Лысова В.Я., Яковлева Т.С. «Спортивные праздники и развлечения старший
дошкольный возраст» - М. 2000 г.
45
Луконина Н., Чардова Л. «Физкультурные праздники в детском саду» - М. 2007 г.
Фомина Н.А. «Сказочный театр физической культуры» - Волгоград 2011г.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Лечебно-профилактический танец «ФИТНЕСДАНС»» - С-П. 2010 г.
Харченко Т.Е. «Спортивный праздник в детском саду» - М. 2013 г.
Щербаков А. П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном
учреждении» М. 1999 г.
46
3.3. Модель организации образовательного процесса
План занятий по реализации рабочей Программы по физическому развитию
Дни недели
Время/ возрастные группы
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
9.00 – 9. 15 Младшая группа №2
9.25 –9.45 Средняя группа №3
9.55 –10.15 Средняя группа №4
11.45 – 12.15 Подготовительная группа №1 (улица)
9.00 – 9. 15 Младшая группа №8
9.25–9.50 Старшая группа №7
10.00 –10.25 Старшая группа №
10.35 – 11.05 Подготовительная группа №4
9.00 - 9.15 Младшая группа №8
9.25 - 9.30 Младшая группа №2
9.40 – 10.00 Средняя группа №3
10.10 – 10.30 Средняя группа №3
11.15 – 11.40 Старшая группа №6 (улица)
9.00 – 9.15 Младшая группа №2
9.25–9.45 Средняя группа №3
9.55– 10.15 Средняя группа №4
9.00 - 9.15 Младшая группа №8
9.25 - 9.50 Старшая группа №7
10.00-10.25 Старшая группа №6
47
3. 4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Месяц
Сентябрь
Годовой план график вариативных форм активного отдыха
2024/2025 учебный год
Тема недели
Направления
Возрастная
воспитательной работы группа
День знаний
Духовно-нравственное
Все группы
«Кросс Нации»
Физкультурнооздоровительное
Октябрь
«Папа и я –
спортивная семья!»
Физкультурнооздоровительное
Ноябрь
«Подвижные игры
народов России»
Физкультурнооздоровительное
Всегруппы
Декабрь
«Катерина-Санница»
Физкультурнооздоровительное
Старший
дошкольный
возраст
Духовно-нравственное
Февраль
Апрель
Май
Старший
дошкольный
возраст
Старший
дошкольный
возраст
Все группы
Старший
дошкольный
возраст
«Лыжня России»
Патриотическое
«Будем Родине
служить»
Патриотическое
«Спорт нам поможет
здоровье умножить»
Физкультурнооздоровительное
Все группы
Мама, папа я –
дружная семья
Духовно-нравственное
Все группы
Все группы
48
Июнь
Здравствуй, лето
Духовно-нравственное
Все группы
Август
«Веселые старты»
Физкультурнооздоровительное
Все группы
49
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности, это те условия, в
которых протекает жизнь дошкольного детства.
Развивающая предметная среда – система материальных объектов, функциональномоделирующая содержание, создающая условия для деятельности ребенка,
обеспечивающая зону ближайшего развития и ее перспективу.
Таким образом, в дошкольном учреждении должна быть создана развивающая
предметно-пространственная среда в соответствии с направлениями развития ребенка
образовательной области «Физическое развитие».
Следовательно, для двигательной деятельности необходимо:
наличие физкультурного зала и спортивной площадки;
игрового пространства в групповых комнатах и на игровых площадках;
условное зонирование для подвижных игр, спортивных игр и упражнений, для
«полосы препятствий», беговых дорожек;
оснащение спортивным оборудованием (стационарным и переносным),
инвентарем, пособиями и атрибутами;
достаточное их количество и разнообразие;
соответствие возрастным возможностям детей, их потребностям и интересам;
обеспечение безопасности мест расположения, размещения, хранения и
пользование оборудование, пособий.
Все это позволит ребенку:
• приобретать опыт двигательной деятельности, овладевая основными движениями,
подвижными играми, спортивными играми и упражнениями;
• формировать саморегуляцию в двигательной сфере и осваивать ценности
здорового образа жизни.
50