Основные понятия и формы жестокого обращения с детьми
25.05.2025
Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.
Жестокое обращение с ребенком в любых формах может проявляться со стороны других несовершеннолетних, что носит название «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля). Жестокое обращение с ребенком со стороны родителей и других родственников является формой насилия в семье.
Насилие классифицируется по нескольким параметрам:
- явное или скрытое, в зависимости от стратегии поведения обидчика;
- происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;
- единичное или множественное, длящееся многие годы.
Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно.
Формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие;
2. Сексуальное насилие;
3. Эмоциональное (психологическое) насилие;
4. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка.
Физическое насилие, в отношении детей, - это преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Формы физического насилия:
- Избиение;
- Пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки;
- Порка;
- Нанесение травм, ожогов;
- Вырывание волос;
- Фиксация в неудобной позе;
- Укусы;
- Изоляция (запирание в кладовке, туалете);
- Преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);
- Грубое нарушение режима дня;
- Обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос)
- Сильное встряхивание грудных детей.
Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
Формы сексуального насилия над ребенком:
Контактное:
-Половой акт;
- Телесный контакт с половыми органами ребенка;
- Введение различных предметов во влагалище или анус ребенка;
- Мастурбация.
Неконтактное:
- Демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку;
- Демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку;
- Совершение полового акта в присутствии ребенка;
- Подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
- Принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц;
- Игры сексуального характера;
- Изготовление порнографических изображений ребенка;
- Подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или
стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития
ребенка;
- Разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка.
Формы коммерческой сексуальной эксплуатации:
- Детская проституция;
- Детский сексуальный туризм;
- Детская порнография;
- Трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Формы психологического насилия:
Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение, унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».
Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальныхконтактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.
Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Формы пренебрежения нуждами:
- Оставление ребенка без присмотра;
- Отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
- Непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;
- Несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;
- Приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;
- Отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;
- Несоответствие одежды ребенка погодным условиям;
- Непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;
- Неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке;
- Опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т.п.;
- Отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.