рабочая программа ДОП Английский язык 1-ый год обучения

Приложение №1
к дополнительной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Английский язык для детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по реализации ДОП
«Английский язык для детей дошкольного возраста»
(первый год обучения)
Срок реализации: 1 год
Составитель: Зарипова О.В.,
педагог дополнительного образования

Содержание
Содержание
1. Раздел I. Целевой
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы… .....................................................................4
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………………………………..4
1.4. Характеристика возрастных особенностей развития детей 3-4 лет…………………………....4
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы……………………………………….6

2. Раздел II. Содержательный
2.1. Организация, виды деятельности по реализации рабочей программы…………………………7
2.2. Содержание деятельности………………………………………………………………………….9
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы……………………………...............12
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………………………………13

3. Раздел III. Организационный
3.1. Материально-техническое обеспечение .................................................................................... 15
3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения воспитания………… .15
3.3. Модель организации образовательного процесса .................................................................... .16
3.4. Оценочные материалы……………………………………………………………………………20

2

1. Целевой раздел.
1. 1. Пояснительная записка
Рабочая программа является нормативно - управленческим документом,
характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога
дополнительного образования
по реализации дополнительной общеразвивающей
программы социально-гуманитарной направленности «Английский язык для детей
дошкольного возраста» (3-7 лет) в младшей группе МАДОУ-детского сада №106.
Рабочая программа (далее - Программа) показывает, как с учетом конкретных
условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей младшего
дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель по
обучению детей второму языку (английскому).
Срок реализации Программы 1 год. При этом Уставом Учреждения закреплена
возможность получения ребенком дошкольного образования независимо от времени и
периода заключения с родителями (законными представителями) договора об образовании (в
начале, середине или конце года).
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в
Российской Федерации», принят Государственной Думой 21.12.2012г.;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13, утвержденные
Постановлением правительства от 15.05.2013 № 16 (с изменениями на 27 августа 2015
года);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11. 2.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
 Устав МАДОУ – детского сада № 106.
Развитие детей средствами иностранного языка осуществляется в рамках
дополнительного образования, что позволяет создавать максимально удобную
организационно-содержательную
структуру,
обеспечивающую
удовлетворение
образовательных потребностей детей, семьи.
Программа разработана для детей 4–го года жизни в соответствии с культурноисторическим, деятельностным и личностным подходом к проблеме развития детей
дошкольного возраста.
Программа составлена на сочетании научно-обоснованных и хорошо показавших
себя на практике технологий, методов и приемов с твердой установкой на взаимодействие с
семьей с целью индивидуализации условий жизнедеятельности и развития каждого ребенка.
Программа направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей
каждого ребенка и предполагает уважительное отношение к разнообразным культурным
традициям.
Акцент делается на таких моментах как:
- индивидуализация условий воспитания и развития для каждого ребенка;
- предоставление ребенку возможности самореализоваться путем планирования и
осуществления
непосредственно
образовательной
деятельности
(фронтальные,
подгрупповые, индивидуальные формы), совместной деятельности, а также организации
образовательных развивающих ситуаций на игровой основе с учетом его индивидуальных
особенностей и возможностей, интересов и потребностей;
- проектирование воспитательно-образовательного процесса на основе интерактивного
обучения, которое происходит тогда, когда дети пытаются осмыслить мир вокруг себя,
конструируют или строят свое собственное понимание мира, осмысливают происходящее,
синтезируя новый опыт с тем, что они освоили ранее. Обучение становится интерактивным
3

процессом, в который вовлечен сам ребенок, другие дети, взрослые, а также окружающий
мир;
- создание соответствующей предметной среды, которая способствовала бы развитию
самостоятельности, познавательной активности, художественно-творческих способностей и
отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимообучения
детей;
- активное участие семьи, при котором педагог и родители берут на себя обязательство
действовать сообща, развивая дух сотрудничества. Общение, взаимное уважение, и, прежде
всего, признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного
взаимодействия.
1.2. Цели и задачи деятельности по реализации Программы.
Цель: формирование интереса к изучению иностранного языка (английского).
Задачи:
- поддерживать интерес к иностранному (английскому) языку;
- воспитывать
интерес
и уважение к культуре и традициям
людей,
говорящих на другом языке (английском);
- создавать условия
для овладения первичной коммуникацией на иностранном
языке, развивать элементарные навыки слушания;
- развивать умения понимать обращенные к ним реплики и реагировать на них;
- развивать языковые способности ребёнка, которые могут стать основой для дальнейшего
более осознанного изучения иностранного языка.
- приобщать к совместному творчеству с педагогом и детьми;
- воспитывать умение работать в коллективе, закреплять правила культурного поведения.
В целом, обучение иностранному языку призвано создать благополучную ситуацию
для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации его к
полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.
1.3. Принципы и подходы к формирования Программы.
Программа строится с учетом следующих принципов:
- принцип научной обоснованности и практической применимости обеспечивает единство
воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей
дошкольного возраста;
- принцип возрастной адекватности – один из главных критериев выбора форм
образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра.
Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, игр-драматизаций, игр с правилами) как
свободной самостоятельной деятельности детей определяется её значением для развития
дошкольника. Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской
деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение,
продуктивная и музыкально-художественная деятельность;
- принцип коммуникативной направленности – отбор лексического и грамматического
материала, представляющего значимость для ребенка, создание ситуаций и условий,
приближающих к общению в естественных и бытовых условий;
- принцип межпредметных связей в процессе обучения иностранному языку;
- принцип комплексно-тематического построения послужил основой для построения
образовательного процесса.
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет.
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие детского
организма.
Продолжает расширяться круг общения ребенка с миром взрослых и детей. Взрослый
воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет во всем походить на него.
Эмоциональное развитие ребёнка характеризуется проявлениями таких чувств и
эмоции, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение
к окружающим. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости – он может сопереживать,
4

утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить,
эти чувства неустойчивы. Большая часть внешних проявлений эмоциональной сферы в
движении характеризует, так называемый, эмоциональный фон ребенка (его эмоциональное
отношение к миру вообще, будь то мир людей или предметов), его чувствительность (одно и
то же событие у кого-то вызывает переживания, а кого-то оставляет равнодушным), глубину
эмоциональных переживаний, подвижность эмоции в движении.
В 3 года любимым выражением ребёнка становится «я сам». Ребёнок хочет стать
«взрослым», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная
черта кризиса данного возраста.
Внимание детей непроизвольное. Дети 4-х лет импульсивны, несдержанны,
отличаются неустойчивым вниманием, стремлением к деятельности ради неё самой, а не её
результата. Поэтому в общении с детьми, не следует оставлять детей долгое время без
движения, необходимо использовать увлекательную и доступную детям информацию
(сказочный сюжет, необычные приключения героев сказок и т.д.), привлекать разнообразные
средства обучения, отдавая предпочтение наглядным.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет эмоциональную окраску. Дети
сохраняют и воспринимают ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких
внутренних усилий (легко заучивает понравившиеся стихи и песенки). Положительно и
отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминают прочно и надолго.
Мышление является наглядно действенным: малыш решает задачу путём
непосредственного действия с предметами. В наглядно-действенных задачах ребёнок учится
соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельностью.
Воображение только начинает развиваться и, прежде всего, это происходит в игре.
Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка
вместо ложки, камешек вместо мыла.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности.
Взрослый для ребёнка - носитель определённой общественной функции. Контакты со
взрослыми строится по принципу контакта с мамой или папой. Взрослому обязательно
нужно проявлять заботу о ребенке, показать, что он стремится защитить его, выделить из
всех, поддержать. Если взрослому удаётся в пределах «родительской опеки» угадать
предпочтительный для конкретного ребёнка тип коммуникации, например, в роли партнёра
по игре, фантазёра, шутника, то глубокие отношения завязываются между педагогом и
ребёнком, даже в случае, когда они говорят на разных языках.
Дети 4-го года жизни овладевают способами игровой деятельности – игровыми
действиями с игрушками и предметами - заместителями, приобретают первичные умения
ролевого поведения. Ребёнок способен подражать показываемым ему игровым действиям, он
начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре,
т.к. игра выступает ведущим видом деятельности. Именно поэтому в образовательном
процессе игру необходимо использовать в качестве основного методического приёма,
позволяющего создать ситуацию, в которой ребёнок не может «отмолчаться», при этом
следует обращаться не только к сюжетно-ролевым играм, но и к подвижным (в которых
может отрабатываться разнообразный языковой материал), мимическим играм,
пальчиковым, настольно-печатным и т.д.
Общение ребенка в младшем дошкольном возрасте ситуативно, инициируется
взрослым, неустойчиво, кратковременно. Взаимоотношения, которые ребёнок устанавливает
со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависит от ситуации.
Продолжает развиваться потребность в доверительном отношении к взрослому и
способность почувствовать его эмоциональное состояние (радостное, восторженное,
печальное, спокойное, рассерженное и т. д.). Ребенок замечает эмоциональное состояние
сверстника, взрослого.
Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на
познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную
5

деятельность. На основе совместной деятельности, в первую очередь игры, формируется
детское общество. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что
в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и
смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от
исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к
использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Познавательное развитие продолжается по следующим основным направлениям:
расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в
окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о
мире.
Дети могут понять более сложные, чем в предшествующих группах, литературные
произведения, эмоционально реагируют на действия персонажей, на события. Возрастает
восприимчивость к некоторым элементам художественной формы – рифме, напевности
стиха, что проявляется в желании многократно слушать стихотворения, потешки, сказки и
воспроизводить их, подражая интонациям взрослого.
В речевом развитии отмечается повышенное внимание к языку, его звуковой и
смысловой стороне.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы.
От дошкольника, в силу специфики его возраста, нельзя требовать умения
полноценно общаться, понимать и говорить на ином языке, но важно воспитывать
стремление вести себя адекватно, уверенность в том, что он сможет понять и высказать свою
мысль на изучаемом языке.
По окончании первого года обучения планируются следующие результаты.
Специальные предметные умения:
- распознает на слух речевые образцы иноязычной речи;
- ситуативно понимает иностранную речь взрослого;
- воспроизводит элементарные грамматические структуры и лексические единицы в
ситуациях общения в пределах тематики данного курса;
- выполняет распоряжения по ходу действия игры или другой деятельности;
- отвечает на вопросы на изучаемом языке (одним словом);
- рассказывает стихотворения, рифмовки, считалки, петь песенки на втором языке;
- самостоятельно договаривает слова во фразе взрослого.
Метапредметные умения:
- внимательно слушает и слышит педагога;
- понимает и принимает учебную задачу;
- активно выполняет действия, которые сопровождаются речью педагога;
- выполняет указания педагога;
- взаимодействует с детьми в различных формах работах.
Личностные качества:
- проявляет интерес к общению с педагогом, к изучению иностранного языка (английского);
- осознает себя как личность, принадлежащая к определённому языковому и культурному
сообществу;
- понимает, что живет в многоязычном мире; уважает культуру своего народа и других
народов;
- понимает других людей, сопереживает;
- адекватно проявляет свои чувства.
Результативность освоения Программы отслеживается через участие воспитанников в
контрольных, итоговых занятиях.

6

2. Содержательный раздел.
2.1. Организация, виды деятельности по реализации Программы.
Познание мира, познание неродного языка в детском возрасте чаще всего
происходит в деятельностно-игровой ситуации. Игра - это главный мотивационный
двигатель ребенка, тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к
общению на языке. «Влияние игры очень многосторонне. Переоценить её развивающее
значение невозможно (Д. Эльконин). Поэтому именно игровая методика определяет
основной принцип обучения иностранному языку в младшем возрасте. Поэтапное
формирование элементарных иноязычных навыков и умений обеспечивает непрерывность и
полноту процесса обучения, отслеживание достижений детей и определение их уровня
сформированности коммуникативной компетенции данного этапа.
Коммуникативно-познавательная деятельность в обучении детей является ведущей
как в процессе непрерывной образовательной деятельности, а также в процессе других видов
деятельности (рисования, аппликации, музыкально-ритмических упражнений, танцев, игр,
театральных представлений с использованием иностранного языка).
Программа предполагает знакомство с иноязычным фольклором (песни, стихи,
рифмовки, игры, поговорки).
Тематика
и формы обучения соответствуют возрастным особенностям,
познавательным потребностям и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и
возможность проявить свою индивидуальность.
В ходе реализации Программы используются такие виды занятий, как традиционное,
интегрированное, игровое, контрольное, итоговое. В ходе которых используются различные
формы и виды деятельности: речевые и фонетические разминки, стихи, считалки, рифмовки,
игры, ролевые игры, инсценировки, музыкально-ритмические упражнения и песенки.
Процесс обучения происходит очень динамично,
со
сменой различных видов
деятельности, заданий.
Система занятий построена с учетом распределения содержания Программы от простого к
сложному, а также подбора материала для развития всех необходимых умений и навыков. Все это
способствует успешному выполнению требований Программы.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
 фронтальная;
 групповая;
 индивидуально–групповая.
Примерная структура занятия.
1. Приветствие. Мотивация на деятельность (игровая или проблемная ситуация, игра).
2. Речевая, фонетическая зарядка.
3. Повторение лексического материала.
4. Разминка (подвижные игры, музыкально-ритмические упражнения).
5. Активизация пройденного и введение нового материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок, песенок, музыкально-ритмических упражнений.
7. Художественная творческая деятельность.
Используемые в Программе современные технологии.
Игровые технологии. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на
фундаментальные потребности в самовыражении, самоопределении, саморегуляции и
самореализации. Игра активизирует деятельность воспитанников, способствует улучшению
позиции ребёнка в коллективе и созданию доверительных отношений между детьми. Через
игру педагог постепенно увлекает ребёнка в мир языка и, тем самым, формирует его
мотивацию. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления,
умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; будят воображение и фантазию. В
игре ребёнок учится самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества.
Личностно-ориентированные технологии. Одной из важных идей в этих технологиях
является формирование положительной «Я-концепции». Для этого необходимо:
7

- видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё;
- создавать каждому ребенку «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки и
доброжелательности;
- предоставлять возможность и помощь детям в самореализации, в положительной
деятельности.
Педагогика сотрудничества детей и педагога предлагает совместную развивающую
деятельность, скреплённую взаимопониманием, проникновением в мир друг друга,
совместным анализом хода и результатов деятельности. Обучение основано на субъектобъектных отношениях педагога и воспитанника. В концепции педагогики сотрудничества
это положение заменяется представлением о ребенке, как о субъекте творческой
деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса действуют вместе, они сотоварищи,
партнёры, составляют союз старшего с менее опытным. При этом ни один из них не стоит
над другим.
Информационно-коммуникативные технологии – используются мульти презентации при
ознакомлении детей со страной изучаемого языка; с культурой, традициями и праздниками
народов данной страны; небольшие мультфильмы, видеоролики.
В процессе обучения детей английскому языку используются следующие основные
методы: коммуникативный, наглядный.
Коммуникативный метод является доминирующим, в наибольшей степени
соответствующий специфике иностранного языка. С помощью данного метода решается
первоочередная задача - овладение элементарными навыками и умениями устного
иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка, начальное
формирование способности детей к общению на межкультурном уровне.
Наглядный метод предусматривает непосредственный показ игрушек, предметов и явлений
окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и
использования учебного материала в практической деятельности воспитанников.
Общепедагогические методы:

игровой метод. Основным
методом
обучения детей дошкольного возраста
является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на
занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его
органическим компонентом. Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какоелибо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и
осмысливают свои представления о мире;

наглядный метод – выразительный показ педагога новых движений, использование
наглядно-иллюстративного материала, просмотр видеоматериалов;

метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с
животным миром (образ животного, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер,
используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного
мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению
скрытых творческих возможностей подсознания;

словесный метод - активизирующее общение на определенные темы; вопросы;
оценка;

практический метод заключается в многократном
выполнении конкретного
содержания.

методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и
деятельность - поощрение, создание воспитывающих ситуаций и ситуаций успеха.
Виды и формы работы.
1. Имитация.
2. Создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие –
доминирование невербальных средств обучения – картинок. образов, музыки, танцев.
3. Использование дидактических игр.
8

4. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей,
повышению самооценки, значимости.
5. Работа над произношением:
а) скороговорки;
б) рифмовки.
6. Работа с игрушкой:
а) диалог с игрушкой;
б) описание игрушки (использование мнемосимволов).
7. Работа с картинкой:
а) описание картинки (использование мнемосимволов).
б) дидактические игры
в) рассказ по картинке
8. Разучивание и декламация стихов.
9. Подвижные игры (хороводные игры, спортивные).
10. Пластические этюды.
11. Творческая деятельность.
12. Воспроизведение ситуативных диалогов.
13. Художественная деятельность (рисование, аппликация, конструирование).
14. Развивающие образовательные ситуации.
2.2. Содержание деятельности.
Содержание деятельности по Программе систематизировано по шести разделам:
- Я человек.
- Уроки вежливости.
- Игрушки.
- Мой дом. Моя семья.
- Карнавал животных.
- Цвета радуги.
Тематика и содержание деятельности.
Название
Основные понятия
Содержание деятельности
раздела, темы
Раздел «Я человек».
Тема 1. Я, ты,
он, она.

Мальчик, девочка.
Наши имена.

Тема 2. Части
тела

Голова. Руки. Ноги.
Глаза. Нос. Уши.
Рот. Колени. Плечи.
Подбородок. Тело.
Лицо

Тема 3. Мои
движения

Встать, сесть.
Прыгать, ходить,
бегать, кружиться.

- Активизирующее общение «Давайте
познакомимся»
- Дидактическая игра «Кто спрятался»
- Пальчиковая игра «Этот пальчик – девочка,
этот пальчик-мальчик»
- Рассматривание плаката «Мое тело»
- Игра «Руки, ноги, голова»
- - Игра «Посмотри на меня»
- Игровое упражнение «А ну-ка, покажи»
- Подвижная игра «Следуй за мной»
- Игровое упражнение «Посмотри на
Буратино»
- Разучивание песенки «Голова и плечи»
- Дидактическая игра «Что не так»
- Разучивание песенки «Голова и плечи»
- Песенка-игра «Хлопни в ладоши»
- Рассматривание картинок
«Что делает Панда По»
9

Руки вверх - руки вниз. - Игра «А ну-ка, повтори»
Хлопни в ладоши.
- Игровое упражнение «Мы делаем зарядку»
Повернись вокруг.
- Игровое упражнение «Угадай, что я делаю»
- Театрализованная игра «Буратино на
зарядке»
- Разучивание песенки «Мы шагаем»
Раздел «Уроки вежливости».
Тема 1.
Приветствия

Здравствуй – до
свидания.
Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
Привет - Пока

Тема 2.
Вежливые
слова

Добрый день, как
дела?
Спасибо, хорошо.
Спасибо,
пожалуйста.
Я рада вас видеть.
Дай мне, пожалуйста –
возьми.
Приятного аппетита.

- Активизирующее общение «Когда это
бывает»
- Разучивание рифмовки «Здравствуй,
здравствуй»
- Подвижная игра «День и ночь»
- Игра-этюд «Поздоровайся со мной»
- Разучивание песенки «Добрый день, как
дела?»
- Дидактическая игра «Кто в гости к нам
пришел»
- Разучивание песенки «Здравствуй, как
дела?»
- Активизирующее общение «Вежливые
слова»
- Рассматривание иллюстраций с ситуациями,
где нужно говорить вежливые слова
- Игра-этюд «Вежливый медвежонок»
- Речевая игра «Эхо»
- Игра «Вежливый Микки Маус»
- Игра-этюд «Поблагодари Микки Мауса»
- Разучивание песенки «Спасибо и
пожалуйста»
- Игра-этюд «Встреча»
- Разучивание стихотворения «Я рад вас
видеть»
- Игра «Путаница»
- Игра-упражнение «В гостях у Микки
Мауса»

Раздел «Игрушки»
Тема 1. Какие
бывают
игрушки

Мяч. Мишка.
Кукла. Машина.
Поезд. Кубик.
Пазлы. Юла.
Воздушный шар.

Тема 2. Как
мы играем

Мяч катаем, бросаем.
Машину, поезд возим.

- Игра «Магазин игрушек»
- Рассматривание игрушек и действия с
ними
- Дидактическая игра «Волшебная
коробочка»
- Игра «Что привезла нам машина»
- Игра «Кто, где спрятался»
- Изобразительная деятельность «Раскрась
лисичку»
- Подвижная игра «Клоуны»
- Речевая игра «Повтори за мной»
-Дидактическая игра «Сосчитай нас»
- Дидактическое упражнение «Мой веселый
мяч»
10

Из кубиков строим.
Пазлы складываем.

- Подвижная игра «Поезд»
- Дидактическое упражнение «Кубик на
кубик»
- Разрезные картинки «Сложи картинку»
- Разучивание песенки «Тэди мишка»

Раздел «Карнавал животных».
Тема 1.
Домашние
животные

Собака, поросенок,
лошадь, мышка,
корова, кошка,
цыпленок, петушок.

Тема 2. Дикие
животные

Медведь, лиса, заяц.
Лев, тигр, слон,
обезьяна, крокодил,
лягушка

Тема 3. Как
звери
двигаются

Спать, просыпаться.
Кушать, пить, прыгать,
плавать. Кошка ходит,
собака бегает

- Игра «У бабушки в деревне»
- Рассматривание картинок поросенка,
лошади, мышки.
- Дидактическая игра «Кто в домике живет»
- Изобразительная деятельность «Раскрасть
мышку»
- Игра-этюд «Угадай, кто я»
- Подвижная игра «Птички и кошка»
- Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
- Игра «Кто спрятался в домике»
- Игра-путешествие «В гостях у лесных
жителей»
- Сюжетно-дидактическая игра «Зоопарк»
- Рассматривание картинок зверей
- Подвижная игра «Веселая обезьяна»
- Дидактическая игра «Чей домик»
- Конструирование зоопарка
- Театрализованная игра «Теремок»
- Разучивание рифмовки о животных
- Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
- Имитация движений животных
- Игра-этюд «Угадай, кто я»
- Игровое упражнение «Идем как кошечка»,
«Идем как собачка»
- Игра этюд «Кто как ходит»
- Разучивание стихотворения «Одна
маленькая собачка»

Раздел «Мой дом. Моя семья».
Тема 1. Это
моя семья

Мама, папа, сестра,
дочь, брат, сын
Бабушка, дедушка
Грамматическая
структура: «У меня
есть…»

-Активизирующее общение
«Моя семья»
- Рассматривание картинок мамы, папы,
сына, дочки, бабушки, дедушки
- Изобразительная деятельность «Нарисую
маму я»
-Дидактическая игра «Хоровод»
- Рассматривание фотографий семьи
- Речевая игра «Назови, кто у тебя есть»
- Разучивание стихотворения «У меня есть»

Тема 2. Мой
дом.
Предметы
быта.

Мебель: стол, стул
Посуда: тарелка, чашка
Столовые приборы:
вилка, ложка, нож

- Сюжетно-дидактическая игра «Накрой
стол»
- Сюжетно-дидактическая игра «Принимаем
гостей»
- Дидактическая игра «Что лишнее»
- Изобразительная деятельность «Раскрась
11

Зима: снег, снежинка.
Новый год: елка,
Санта Клаус,
снеговик, подарки
Раздел «Цвета радуги».
Тема 3.
Праздники

Тема 1. Белый
- черный

Белый, черный

Тема 2.
Красныйжелтый

Красный, желтый,
оранжевый

Тема 3.
Синийфиолетовый

Синий, фиолетовый

салфетку»
- Рассматривание предметов и действия с
ними
- Развлечение «Новогодний карнавал»

- Подвижная игра «День – ночь»
- Игровое упражнение «Когда это бывает»
- Изобразительная деятельность «Белый
снег», «Следы»
- Игра с карточками «Рыбалка»
- Рассматривание предметов (красный
помидор, желтый банан, оранжевый
апельсин)
- Игра «Что бывает этим цветом»
- Дидактическая игра «Что изменилось»
- Изобразительная деятельность «Раскрась
воздушные шары»
- Рассматривание предметов (синий мяч,
фиолетовый бант)
- Дидактическая игра «Подбери по цвету»
- Разучивание считалок, песенок
- Игра «Разноцветные шары»
- Игра «Собери пирамидку»
- Игра «Какой шарик улетел»

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по
выбору и интересам. В соответствии с собственными интересами является важнейшим
источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка в эмоциональном
общении (всегда откликаться на стремление получить доброжелательное внимание,
поддержку), поощрять инициативные и самостоятельные действия детей.
Поддержка индивидуальности и инициативности детей осуществляется через:
• установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытным сверстником;
• использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих
возрастным и индивидуальным особенностям.
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
 развивать активный интерес детей к изучению иностранному языку, стремление к
получению новых знаний и умений;
 создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному
применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
 постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно
выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества,
поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
12

 тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить
начатое дело до конца;
 ориентировать детей на получение хорошего результата. Необходимо своевременно
обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость,
равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
 «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал
раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать
вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
 поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества;
 поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к
наблюдению, сравнению;
 проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную
активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем;
 поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать становлению
положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить;
 получать возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных
упражнениях;
 специально насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными
ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы;
 создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность,
совместно найти правильное решение проблемы;
 создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения,
внимания к окружающим;
 создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения,
ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать желание
преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых,
творческих решений;
 показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от
успешных самостоятельных, инициативных действий.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная сфера, определяющая
путь развития его личности. Наибольшего успеха в обучении маленького ребенка
иностранному языку можно добиться тогда, когда родители хотят и могут разделить с
ребенком радость открытия для себя нового языка, поэтому важно познакомить родителей с
основными дидактическими подходами к обучению и постоянно информировать их об
успехах ребенка, даже маленьких.
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия
для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов эмоциональной
взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их
уверенность в собственных педагогических возможностях.
3. Изучить воспитательный потенциал семьи, возможность и желание родителей участвовать
в совместной деятельности детского сада и семьи по обучению детей английскому языку.
4. Вовлекать родителей в образовательный процесс; обогащать практические умения
родителей.
Содержание общения с родителями.
1.
О целях обучения языку в раннем возрасте, о приоритете воспитания и развития над
обучением;
13

2.
О специфических особенностях дошкольника: с одной стороны, естественная
потребность в познании нового, чувство радости от возможности имитировать иностранную
речь, открытость в общении, а с другой – непроизвольность памяти, внимания,
импульсивность, чувствительность к оценке;
3.
О специфике методических подходов в раннем обучении иностранному языку:
- преимущественная работа со стихами, детскими песнями, играми, сказками, а не
выполнение бесконечного множества лексических и грамматических упражнений;
- отсутствие грамматических правил и «заучивания» новых слов;
-отсутствие домашних заданий по языку и отметок.
Формы взаимодействия с семьей:
- анкетирование родителей;
- выпуск информационных листов «Что нам предстоит» (информация о том, что планируется
на ближайших занятиях по иностранному языку и чем могли бы помочь родители подготовить вместе с детьми необходимые материалы, принять участие в организации и
проведении каких-либо мероприятий);
- оформление «Уголка родителей» с рубрикой «Письмо к родителям» - информация о целях,
задачах курса и об особенностях общения взрослых с детьми на предмет их занятий по
языку;
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации по запросам родителей;
- ведение консультационной тетради «Помоги мне, мама» – трансляция содержания работы с
детьми;
- информационные письма «Достижения детей»;
- целевые наблюдения за детьми в разных видах деятельности;
- совместные праздники и развлечения;
- День открытых дверей (показ разных видов совместной деятельности с детьми)

14

3. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение..
№
п/п
1.

Условия

Оснащение

Класс для занятий английским языком

Оборудование:
- комплект столов и стульев для
дошкольников на 20 посадочных мест;
- доска;
- стол для педагога.
Дидактические
материалы
и
пособия:
- раздаточный материал (счетный
материал,
цветные
карандаши;
дидактические игры и пособия);
- игрушки (тематические,
перчаточные, пальчиковые);
- иллюстративный материал
(тематические карточки, сюжетные
картинки).
Методические материалы:
- методическая литература;
- фонотека;
- видеотека
Технические средства обучения:
музыкальный центр;
магнитофон;
экран;
проектор;
телевизор;
ноутбук с выходом в Интернет;
принтер;
сканер;
магнитофон.

3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения.
Элементы
Учебнометодические
пособия

Нагляднодидактические

Наименование

Колич
ество
Учебно–методическое пособие для детского сада «Добро 1
пожаловать на карнавал», автор Н.М.Родина (электронный
вариант)
Методическое пособие «Английский для дошкольников», 1
автор Земченкова Т.В. (электронный вариант)
Методическое пособие «105 занятий по английскому 1
языку для дошкольников», автор Вронская И.В.
(электронный вариант)
Методическое пособие «Английский для малышей», 1
авторы Шишкова И.А., Вербовская М.Е. (электронный
вариант)
Раздел программы. Я человек.
Кукла-игрушка Буратино.
1
15

материалы

Расходные
материалы

Куклы пальчикового театра.
Набор предметных картинок «Части тела» (голова, лицо,
руки, ноги, глаза, нос, уши, щеки, рот, плечи, колени,
плечи, подбородок, тело).
Плакат «Части тела».
Маски людей (бабушка, дедушка, мальчик, девочка).
Аудиозапись песен: Как тебя зовут. Хлопни в ладоши.
Голова и плечи. Глаза и уши. Мы шагаем.
Раздел программы «Уроки вежливости».
Кукла-игрушка Микки - Маус
Оборудование для дидактических игр (солнышко, доми,
поляна).
Аудиозапись песен: Здравствуй, как дела? Какой
прекрасный день.
Раздел программы «Игрушки».
Кукла-игрушка Плюшевый мишка.
Оборудование для дидактических игр: «Чудесный
мешочек», «Волшебная коробочка».
Игрушки: мяч, мишка, кукла, машина, поезд, кубики,
пазлы, юла.
Плакат: Наши игрушки.
Аудиозапись песни: Мишка Тэди.
Раздел программы. Мой дом. Моя семья.
Набор картинок «Моя семья»: мама, папа, сын, дочка,
бабушка, дедушка.
Набор картинок «Мебель»: стол, стул.
Посуда: тарелка, чашка, вилка, ложка, нож.
Предметные картинки: снежинки, СантаКлаус, снеговик ,
елка, подарки.
Раздел программы «Карнавал животных».
Игрушки домашних животных: кошка, собака, свинья,
утка, петух, лошадь, мышка.
Игрушки диких животных: лев, лиса, медведь, слон,
обезьяна, лягушка, заяц.
Картинки с изображением диких и домашних животных:
кошка, собака, свинья, утка, петух, лошадь, мышка, лев,
лиса, медведь, слон, обезьяна, лягушка, заяц.
Оборудование для дидактических игр (поляна, теремок,
озеро).
Карандаши для изобразительной деятельности. Раскраски.
Цветная бумага.
Клей-карандаш.

10
1

1
4

1
3

1
2
10
1

1
1
4

7
7
15

3.3. Модель образовательного процесса.
Календарный учебный график
Календарный учебный график является локальным нормативным документом,
регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса по
реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной
направленности «Английский язык для детей дошкольного возраста» (3-7 лет) в 2020 – 2021
учебном году.

16

Календарный учебный график учитывает в полном объёме возрастные
психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и
здоровья.
Образовательный процесс по реализации дополнительной общеразвивающей
программы социально-гуманитарной направленности «Английский язык для детей младшего
дошкольного возраста» осуществляется в двух группах: 1 – младшая группа №4, 2 – младшая
группа №6.
Учебный год начинается 01 сентября 2030 года, заканчивается – 31мая 2021 года.
Продолжительность учебной недели – 5 дней, продолжительность учебного года – 36
недель. В летний оздоровительный период (с 01.06.2016г. по 31.08.2016г.) образовательная
деятельность по дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной
направленности «Английский язык для детей дошкольного возраста» не осуществляется.
Непрерывная образовательная деятельность в форме занятий проводится 2 раза в
неделю, время на НОД определяется в соответствии с СанПиНом: младшая группа – 15
минут.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы осуществляется в ходе контрольных и итоговых занятий, а
также в ходе различного рода выступлениях воспитанников.
Праздничные дни 2020-2021учебного года: 04.11, 01-10.01, 21-23.02, 06-08.03, 0103.05, 08-10.05, 12-14.06.
Календарный учебный график обсуждается и принимается Педагогическим советом,
утверждается приказом заведующего до начала учебного года. Все изменения, вносимые в
календарный учебный график, утверждаются приказом заведующего и доводятся до всех
участников образовательного процесса.
Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке
несёт ответственность за реализацию в полном объёме образовательной программы
дополнительного образования в соответствии с календарным учебным графиком.
Младший дошкольный возраст
Содержание

Количество возрастных групп

3-4 года

2

Начало учебного года

01.09. 2020г

Окончание учебного года

31.05.2021г

Продолжительность учебного года

36 недель

В том числе:
1 полугодие
2 полугодие

16 недель
20 недель

Продолжительность учебной недели

5 дней

Объем недельной образовательной нагрузки (НОД), в
30 минут
том числе:
продолжительность занятия
15 минут
Праздничные дни: 4 ноября, 1 - 10 января, 21-23 февраля, 6-8 марта, 1-3 мая, 8-10 мая,
12 июня

17

Учебный план.
Программа/ разделы

Младшая группа

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Английский язык для детей дошкольного возраста» (3-7 лет)
Я - человек

8

Уроки вежливости

12

Игрушки

14

Мой дом. Моя семья

12

Карнавал животных

14

Цвета радуги

12

Всего:

72

Расписание занятий
Дни недели
Понедельник

Группа 1
(№4)
16.45-17.00

Среда

16.00-16.15

Четверг

Группа 2
(№6)
16.05-16.20

16.00-16.15

Перспективно-тематический план.
Младшая группа

Месяцы/
недели
Кол-во
часов/мин

Раздел/Тема

Форма проведения

Сентябрь
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Всего:
Октябрь
1 неделя

1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
8

Уроки вежливости /Приветствия.
Я – человек /Я, ты он, она.
Уроки вежливости /Приветствия.
Игрушки /Какие бывают игрушки.
Игрушки /Какие бывают игрушки.
Цвета радуги /Красный-желтый.
Цвета радуги /Синий-фиолетовый.
Я – человек /Я, ты он, она.

Игровое
Игровое
Игровое
Интегрированное
Игровое
Интегрированное
Традиционное
Контрольное

1/15
1/15

Уроки вежливости /Приветствия.
Цвета радуги /Красный - желтый.

Контрольное
Интегрированное

18

2 неделя
3 неделя
4 неделя
Всего:
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Всего:
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Всего:

1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
8

Уроки вежливости /Вежливые слова.
Цвета радуги /Синий - фиолетовый
Игрушки /Какие бывают игрушки.
Карнавал животных/Домашние животные.
Игрушки /Как мы играем.
Цвета радуги /Красный-желтый.

Интегрированное
Игровое
Интегрированное
Игровое
Игровое
Игровое

1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
8

Я – человек /Мои движения.
Карнавал животных /Дикие животные.
Уроки вежливости /Вежливые слова.
Игрушки /Как мы играем.
Карнавал животных/Домашние животные.
Я – человек /Мои движения.
Игрушки /Какие бывают игрушки.
Уроки вежливости /Вежливые слова.
Цвета радуги /Синий-фиолетовый.

Интегрированное
Игровое
Интегрированное
Игровое
Традиционное
Игровое
Игровое
Интегрированное
Традиционное

1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
8

Я – человек /Мои движения.
Игрушки /Как мы играем.
Игрушки /Какие бывают игрушки.
Цвета радуги /Белый - черный.
Игрушки /Какие бывают игрушки.
Цвета радуги /Синий - фиолетовый.
Мой дом. Моя семья /Праздники.
Уроки вежливости /Вежливые слова.
Игрушки /Какие бывают игрушки.

Игровое
Игровое
Игровое
Традиционное
Контрольное
Интегрированное
Развлечение
Интегрированное
Традиционное

1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
6

Игрушки /Как мы играем.
Карнавал животных /Дикие животные.
Уроки вежливости /Вежливые слова.
Цвета радуги /Белый-черный.
Карнавал животных /Как звери двигаются.
Мой дом. Моя семья /Это моя семья.

Игровое
Игровое
Игровое
Интегрированное
Игровое
Традиционное

1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
8

Мой дом. Моя семья /Предметы быта.
Карнавал животных /Дикие животные.
Уроки вежливости /Вежливые слова.
Мой дом. Моя семья /Это моя семья.
Игрушки /Как мы играем.
Карнавал животных /Как звери двигаются.
Уроки вежливости /Вежливые слова.
Цвета радуги /Белый - черный.

Игровое
Игровое
Традиционное
Интегрированное
Игровое
Игровое
Игровое
Контрольное

1/15
1/15
1/15
1/15

Уроки вежливости/Вежливые слова.
Мой дом. Моя семья /Праздники.
Игрушки /Как мы играем.
Цвета радуги /Белый - черный.

Контрольное
Развлечение
Интегрированное
Игровое

Январь
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Всего:
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Всего:
Март
1 неделя
2 неделя

19

3 неделя
4 неделя
5 неделя
Всего:
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Всего:
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Всего:

Мой дом. Моя семья /Предметы быта.
Мой дом. Моя семья /Это моя семья.
Карнавал животных /Дикие животные.
Цвета радуги /Красный-желтый.
Я – человек /Мои движения.

Игровое
Игровое
Интегрированное
Игровое
Контрольное

1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
8

Игрушки /Как мы играем.
Мой дом. Моя семья /Это моя семья.
Карнавал животных /Домашние животные.
Карнавал животных /Как звери двигаются.
Мой дом. Моя семья /Предметы быта.
Цвета радуги /Синий-фиолетовый.
Карнавал животных/Домашние животные.
Карнавал животных /Дикие животные.

Контрольное
Игровое
Интегрированное
Игровое
Традиционное
Контрольное
Игровое
Контрольное

1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
9

Мой дом. Моя семья /Предметы быта.
Цвета радуги /Красный - желтый.
Мой дом. Моя семья /Это моя семья.
Я – человек /Части тела.
Мой дом. Моя семья /Предметы быта.
Учимся, играя.
Карнавал животных/Домашние животные.
Я – человек /Части тела.
Карнавал животных /Как звери двигаются.

Игровое
Контрольное
Контрольное
Интегрированное
Контрольное
Итоговое
Контрольное
Контрольное
Развлечение

1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
9

3.4. Оценочные материалы
Оценка качества освоения детьми содержания программы дополнительного
образования носит индивидуальный, динамический характер. Оценивается развитие
коммуникативных, речевых качеств каждого ребенка в процессе обучения. Ведущим
методом является наблюдение. Два раза в год (сентябрь и май) проводится педагогическая
диагностика. Задания предлагаются детям в игровой форме (оценивается динамика развития
данных качеств).
Ежегодно педагог дополнительного образования проводит самоанализ выполнения
задач программы дополнительного образования.
Диагностика говорения.
Для этой цели используются предметные картинки и (или) игрушки. Ребенку обычно
говорят: «Посмотри, что прислали наши друзья из Англии, им очень хочется услышать, как
ты расскажешь, что ты здесь видишь». После этого ребенку задаются простые вопросы на
английском языке в рамках изученного материала, например «Кого ты видишь?», «Кто
это?», «Сколько домиков здесь нарисовано?». Вопросы заготавливаются заранее, каждый
вопрос соответствует пройденной теме.
Диагностика аудирования.
Здесь используются записанные на аудионосители предложения, смысл которых ребенку
предстоит понять. Можно прочитывать предложения. Ребенку говорим: «Нам по телефону
позвонил наш друг из Англии, он хочет тебе кое – что рассказать. Слушай внимательно, а
потом мы с тобой выполним задание». Мы используем три записанные фразы, например: «Я
кушаю мороженое», «У меня красный мяч», «Дай мне три карандаша». Слушаем два раза.
После этого, по – русски, просим ребенка из карточек, лежащих на столе положить на
маленький столик картинку, где изображено:
1. То, что кушал наш друг.
20

2. Игрушка, о которой рассказывал друг.
3. Столько карандашей, сколько было у друга.
Диагностика овладения программной лексикой.
Выбираем 4-5 тем, например «Еда», «Животные», «Цвета», «Моя семья». Соответственно
каждой теме подбираем по пять картинок. Картинки вперемешку лежат на столе. Ребенку
говорим: «Давай с тобой играть, будто ты пришел в магазин и хочешь все это купить.
Правило такое: если ты называешь слово, по – английски, то ты можешь это купить.
Постарайся купить как можно больше всего».
Формами подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной
программы являются:
▪ контрольные занятия;
▪ итоговые занятия;
▪ развлечения.
В течение учебного года не менее двух раз проводятся открытые занятия для
родителей воспитанников (видеозаписи занятий).
Отчеты педагога дополнительного образования о реализации дополнительной
общеобразовательной программы заслушиваются на итоговых педагогических советах.
Отчет проводится в форме проблемного самоанализа.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».