рабочая программа педагога-психолога с детьми 7-го жизни

Приложение №14
к основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования
МАДОУ-детского сада №106

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования по организации психолого-педагогического сопровождения детей 7 года жизни

Сроки реализации: 2022-2023 учебный год
Разработчик: Дамзина К.А., педагог-психолог

Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………...………….3
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы ………………….………………………..….…….3
1.1.2. Принципы и подходы формирования рабочей программы ………….……………………..…..….4
1.1.3. Возрастные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста……………………………………………………………………………………………..………...4
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы…………………………………..…….…..7
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в четырех направлениях работы, с описанием вариативных форм, способов,
методов и средств реализации рабочей программы, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей
воспитанников,
специфики
их
образовательных
потребностей
и
интересов……………………………………………………………………………….…………………....6
2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»…………………..………………………...………7
2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»……………..…....................8
2.1.3. Направление «Психологическое консультирование» …..……..……………..……………….…..12
2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»……………...……….….13
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождение
………………………………………………………………………………………………………...……...14
3.2. Методическое обеспечение процесса психологического сопровождения………………...……….15

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана для организации психолого-педагогического
сопровождения детей 7-го года жизни. Рабочая программа определяет содержание и структуру
деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психологическая
диагностика и коррекция, психологическое консультирование родителей (законных представителей)
воспитанников и педагогов Учреждения.
Срок реализации Программы составляет один учебный год.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами,
регулирующими деятельность педагога-психолога:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), утвержденный Приказом
Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Примерная рабочая программа воспитания для образовательных Организаций, реализующих
образовательные программы Дошкольного образования от 1 июля 2021 № 2/21
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования);
- Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения
диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в
учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
- Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-5136/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к
школе».
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников,
социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации
ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного
развития, развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве со взрослыми и
другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы.
Цель программы – создание условий для развития с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе индивидуального подхода и формирование психологической готовности
детей к обучению в школе.
Задачи реализации программы:
1. Выявить особенности развития познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер детей
старшего дошкольного возраста (7 года жизни).
2. Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе.
3. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей.
4. Развивать познавательную, эмоционально-волевую, коммуникативную сферы личности.
5. Повышать психолого-педагогическую компетентность всех участников образовательных
отношений по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н.
Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.);
- личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. А.
Петровский, Д. Б. Эльконин и др.);
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека тесно взаимосвязаны и составляют
теоретико-методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
3

- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и
духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в
зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие
основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- принцип полноты, необходимости и достаточности;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации
которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию
детей дошкольного возраста;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной
деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении
режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них
является игра.
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания,
разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети,
независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и
иных особенностей, включены в общую систему образования.
Формы сопровождения:
- диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультирование;
- профилактика;
- просвещение.
1.1.3. Возрастные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста (6-7 лет).
Развитие психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться
ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания -20—25 минут, объем внимания составляет
7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы
психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное
наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной
памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель:
запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти
начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание
ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и
других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление
произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти -наиболее
продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями
запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д.
Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как
классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать
дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу
4

дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает
развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно
потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении,
например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий.
Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к
подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения
проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются
активизацией функции воображения -вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте
представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается
принципиально новый образ). Этот период -сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика,
связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и
характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно
организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и
некоторые виды монологической речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения
связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы
позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция
школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Основные компоненты психологической готовности к школе.
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От
того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития,
будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи,
его психологическое самочувствие.
Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить
несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию
новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего
иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него
уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию,
открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть
познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив
учения).
Интеллектуальная
готовность.
Под
интеллектуальной
зрелостью
понимают
дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического
запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и
сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная
зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно
трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
К планируемым результатам на этапе завершения дошкольного образования относятся
следующие показатели:
1. имеет этические представления в соответствии с общепринятыми нормами и правилами
поведения в обществе;
5

2. развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в
игре;
3. владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
4. развита крупная и мелкая моторика;
5. развито наглядно- образное мышление, формируется словесно-логическое мышление;
6. сформирована произвольность зрительной и слуховой памяти;
7. удерживает внимание до 30 минут;
8. имеет объем памяти- 8 предметов;
9. может формировать внутренний план действий;
10. имеет внутреннюю позиция обучающегося;
11. имеет познавательную мотивацию;
12. способен осознать свое эмоциональное состояние, настроение, самочувствие;
13. доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, имеет и может обосновать свое
мнение, уважает мнение других;
14. может соотнести свое поведение с правилами и нормами общества;
15. не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми;
16. сформирована потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении
быть аккуратным, старательным;
17. способен самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в
ситуациях реальных затруднений;
18. адекватно реагирует на эмоциональное состояние других людей, умеет сопереживать
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в четырех направлениях работы, с описанием вариативных форм,
способов, методов и средств реализации рабочей программы, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов
Формы работы с детьми:
- подгрупповые занятия (3-4 ребенка);
- групповые занятия;
- фронтальное занятие.
Продолжительность занятий: 25 минут.
Методы, направленные на развитие коммуникативных компетенций, эмоционально-волевой
сферы и познавательных способностей:
-проблемные ситуации,
-демонстрационные опыты,
-игры,
-решение проблемных ситуаций,
-познавательные беседы,
-экспериментирование и опыты,
- наблюдения,
-чтение художественной литературы,
-изобразительная продуктивная деятельность.
Средства реализации рабочей программы
Для эффективной реализации рабочей программы и качественной организации
образовательной деятельности педагоги используют разнообразные средства обучения:
-программно-методическое обеспечение;
- наглядно-демонстрационный, иллюстративный материал;
- игровой, дидактический материал;
- раздаточный материал.
2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»
Цель: определение уровня развития познавательных процессов детей.
6

Диагностика психологической готовности к школьному обучению в школе детей 6-7 лет проводится
в начале и конце учебного года.
Объект
Цель диагностики
Методики
Сроки
деятельности
Дети
Определение уровня Экспресс-диагностика познавательной
Сентябрь, май
подготовительных условной
сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко:
групп
готовности к школе 1 субтест: «Личностная готовность»
(самооценка)
2 субтест: «Вырежи круг» (мелкая
моторика рук)
3 субтест: «Домик» (внимание)
4 субтест: «10 слов» (память)
5 субтест: «Закончи предложение»
(словесно-логическое мышление)
6 субтест: «4-й лишний» (мышление)
7 субтест: «Последовательные картинки»
(мышление, речь)
8 субтест: «Найди недостающий»
(логическое мышление)
9 субтест: «Рисунок человека»
10 субтест: «Разрезные картинки» (6
частей) (восприятие)
11 субтест: «На что это похоже?»
(воображение)
12 субтест. «Запрещенные слова»
(развитие произвольности)
13 субтест. «Графический диктант»
(развитие произвольности).
Дети
Изучение
Наблюдение
По запросу
подготовительных особенностей
Беседа
родителей/
групп
эмоционально –
Проективная методика «Роботы»
педагогов
волевой,
Проективная методика «Барашек в банке»
мотивационной и
Проективная методика «Моя семья»
коммуникативной
сфер личности
Дети
Изучение
Наблюдение;
По запросу
подготовительных психологических
Беседа;
родителей,
групп
особенностей детей, Проективные методики;
педагогов
при использовании Методики на определение уровня
психологоразвития;
диагностических
Техника «Продуктивность мозга».
методик
2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция».
Развивающие занятия в подготовительных группах начинаются после завершения диагностики в
начале учебного года (октябрь), содержание деятельности определяется следующими программами:
1. Программа развития эмоционального интеллекта детей 7-го года жизни Азбука эмоций»
Дамзина К.А.
2. Программа подготовки к школе для дошкольников 7-го года жизни «Будущий
первоклассник» Дамзина К.А.
Групповые занятия проводятся по программе развития эмоционального интеллекта детей 7-го
года жизни Азбука эмоций».
Цель: создание условий для развития эмоционального интеллекта у детей.
7

Задачи программы:
1. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние;
2. Формировать умение выражать свои эмоции;
3. Распознавать эмоции других людей через мимику, жесты, выразительные движения,
интонации;
4. Расширять представление о способах саморегуляции и релаксации;
5. Создать условия для овладения эффективными способами поведения в сложных
коммуникативных ситуациях;
6. Способствовать развитию социально- коммуникативных навыков ребёнка для успешной
адаптации к школе.
Планируемые результаты.
Ребенок:
1. Понимает собственное эмоциональное состояние;
2. Умеет выражать свои эмоции;
3. Распознает эмоции других людей через мимику, жесты, выразительные движения,
интонации;
4. Использует способы саморегуляции и релаксации;
5. Владеет эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях;
6. Успешно взаимодействует со сверстниками.
Организация занятий:
Количество занятий: 19 занятий.
Периодичность: 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 30 минут.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Методы:
- Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций, вызывающих разнообразные эмоции;
- беседа;
- упражнения на мышечную релаксацию;
- сказкотерапия;
- решение проблемных задач;
- анализ своего опыта;
- обсуждение пословиц и поговорок;
- игры на развитие коммуникативных навыков;
- игры, способствующие формированию уверенности в себе;
- упражнения на саморегуляцию поведения;
- упражнения на релаксацию.
Методическое обеспечение программы:
- картинки с разнообразием эмоций;
- подборка терапевтических сказок из пособий «Лабиринт души» О.В. Хухлаева, «Практикум
по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич- Истигнеева;
- сказки для оценки эмоциональных состояний.
В содержание программы интегрируются следующие образовательные области: физическое
развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
План деятельности
Время
Тема
Цель
проведения
Введение
Ознакомление с понятием «Эмоция»
Октябрь
Радость
Ознакомление с эмоцией «Радость»
Октябрь
Грусть
Ознакомление с эмоцией «Грусть»
Ноябрь
Жадность
Ознакомление с эмоцией «Жадность»
Ноябрь
Зависть
Ознакомление с эмоцией «Зависть»
Ноябрь
Зависть-2
Продолжение знакомства с эмоцией «Зависть»
Ноябрь
Благодарность
Формирование знаний о понятии «Благодарность»
Декабрь
8

Злость
Злость-2
Страх
Страх- 2
Обида
Стыд
Скромность и
хвастовство
Ссора
Дружба
Лучший друг
Бережное
отношение к
животным
Распознавание
эмоций

Ознакомление с эмоцией «Злость» и способами контроля
Продолжение знакомства с эмоцией «Злость»
Формирование умения справляться со страхом
Продолжение знакомства с эмоцией «Страх»
Ознакомление с эмоцией «Обида»
Ознакомление с эмоцией «Стыд»
Ознакомление с эмоциями «Скромность и хвастовство»

Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль

Анализ эмоций, формирование представлений о «ссоре» и Февраль
способах решения конфликтных ситуаций.
Анализ эмоций, которые мы испытываем в дружбе.
Февраль
Формирование умения понимать эмоции своего лучшего друга
Март
Формирование знаний о том, что животные тоже умеют
Март
переживать эмоции.
Формирование умения распознавания эмоций

Март

Групповые занятия проводятся по программе подготовки к школе для дошкольников 7-го года
жизни «Будущий первоклассник».
Цель: создание условий для формирования учебно- познавательного мотива.
Задачи:
1. Формировать знания о школьном пространстве.
2. Формировать представления о школьной деятельности.
3. Формировать знания о школьных правилах.
4. Развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты.
Ребенок:
1. Знает, как устроена школа.
2. Имеет представление о школьной деятельности.
3. Знает школьные правила.
4. Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
Количество занятий: 4 занятия.
Периодичность: 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 25 минут.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Методы:
- Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций;
- беседа;
- сказкотерапия;
- показ презентаций;
- прослушивание песни.
Методическое обеспечение программы:
- презентация «Виртуальная экскурсия в школу»;
- песня «Учат в школе»;
-сказки из программы Куражевой Н. Ю., Козловой И. А. «Приключения будущих
первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет»
План деятельности
Тема
Цель
Время
проведения
На пороге школы
Формирование представлений о школе.
Апрель
Виртуальная
Формирование представлений о школьном пространстве.
Апрель
экскурсия в школу
9

Чему учат в школе?
Школа- она какая?»

Формирование представлений о школьной деятельности.
Формирование представлений о школьной жизни.

Апрель
Апрель

Для детей с низким уровнем развития организованы подгрупповые занятия по подготовке к
школе, направленные на развитие познавательных процессов.
Цель: развитие познавательных процессов.
План деятельности
Цель
Средства
Развитие мелкой
- Собирание деревянных пазлов
моторики
- пальчиковая гимнастика
- конструктор;
- «Волшебный мешочек»;
- штрихование;
- обвести по пунктирным линиям и раскрасить;
- шнуровка ботинок или ежика с фруктами
- графический диктант;
- массажный мяч;
- Су-Джок.
Развитие
- Кубики Никитина
словесно- квадраты Никитина;
логического
- белое пространство с деревянными фигурами;
мышления
- Коломбово яйцо;
- дроби Никитина;
- блоки Дьенеша;
- геоборд;
- досочки Сегена;
- деревянные пазлы;
- палочки Кьюизенера;
- игра «Панорама»;
- игра «Заколдованные тропинки»;
- игра «Собрать по картинке»;
- «Зашифрованное слово»;
- «Закончи предложение»;
- «Последовательность картинок»;
- «Найди недостающее»
- «Найди лишнее слово»
- «4-й лишний» и т.д.
Развитие
- собери по образцу;
внимание
- «Что изменилось?»;
- «Найди отличие»;
- «Найди одинаковые»;
- настольная игра «Веселый, грустный, злой»;
- «Расставь знаки по образцу»;
- собери пирамиду;
- «Запрещенное слово»;
- «Не пропусти слово»;
- игра «Обратный отсчет»;
- игра «Собери башню»;
- игра «Балансир «Кит».
Развитие
- «Перескажи рассказ»
слуховой памяти - заучивание стихотворений
- «Цепочка слов»
- «Пары слов»
10

Развитие
зрительной
памяти

Развитие
воображения

Развитие
зрительного
восприятия

Развитие
слухового
восприятия
Развитие
тактильного
восприятия
Развитие
межполушарных
связей
Развитие
пространственновременных
отношений

- «Повтори и продолжи»
- «Что изменилось»
- ответь на вопросы с рассказа
- игра «Найти пару»
- «Что было изображено на картинке»
- «Что запомнил»
- «Чего не стало»
- «Назови недостающий предмет у пары»
- «Какие появились новые предметы»
- «На что похоже»
- «Продолжи рассказ»
- «Сочини рассказ»
- «Незаконченный рисунок»
- «Так не бывает»
- «Новое назначение предмета»
- Друдлы
- игра «Лабиринт»
- Пазлы
- Разрезные картинки
- Коломбово яйцо
- «Собери по образцу»
- квадраты Никитина
- кубики Никитина
- блоки Дьенеша;
- «Скажи, что ты слышишь?»
- «Кто хлопнул в ладоши?»
- «Угадай, чей голос»
- «Запомни слова»
- «сверху- снизу-справа-слева»
- «Волшебный мешочек»
- «Рисунки на спине и на ладонях»
- «Разложи палочки разных размеров» с палочками Кьюизенера
- Узнай блок Дьенеша
- Рисование двумя руками;
- Зеркальное рисование;
- Упражнение «Кулак-ребро- ладонь»;
- Игра «Попробуй повтори».
- Рассказы о временах года;
- Игра «Времена суток»;
- Игра «Попробуй повтори»
- Пересказывание рассказов и ответы на вопросы;
- Наблюдение за природой:
- Просмотр иллюстраций о временах года;
- «Что ты делаешь в разные части суток?»
- Упражнение «Зеркало».

2.1.3. Направление «Психологическое консультирование».
Цель: оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) по проблемам
межличностных отношений в образовательном пространстве, в том числе и детско-родительских
отношений, оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им
психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных образовательных
программ, индивидуальных образовательных маршрутов.
11

Проблема
Содержание психологической помощи
Консультирование
по
Развитие
познавательной
активности,
любознательности,
проблемам трудностей в наблюдательности, рассуждений. Детские вопросы как форма
воспитании и развитии.
познавательной активности. Приемы повышения работоспособности,
тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет
детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об
окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации
деятельности и т.д.
Консультирование
по
Стили воспитания. Техники. Определение оптимальных требований к
проблемам
детско- ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных
родительских
ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами
взаимоотношений
семьи, в том числе с братьями и сестрами.
Консультирование
по
Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в
проблемам
конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных
межличностного
состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы
взаимодействия
в продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям.
образовательном
процессе.
Консультирование
по
Психологические условия успешной адаптации. Преодоление
проблемам
адаптации/ негативного отношения к детскому саду, страха разных видов
дезадаптации детей.
деятельности, неуверенности.. Проблемы популярных и изолированных
дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление
дезадаптации. Преодоление у ребенка высокой тревожности, страхов,
агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм
поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к
общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником.
Консультирование
по
Формирование компонентов готовности к школе. Проявление
проблемам
кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком
психологической
в период адаптации к школьному обучению.
готовности ребенка к
обучению в школе.
2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение».
Цель: предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении
личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса
психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Содействие педагогам в построении психологически безопасной среды выражается в
следующем:
- оптимальное конструирование развивающего пространства;
-развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
- создание в ДОУ благоприятного психологического климата;
- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;
- психологический анализ занятий.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога- психолога по
повышению психологической компетенции воспитателей и родителей, что рассматривается как
средство профилактики.
Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей,
воспитателей, администрации, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных
вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к
дошкольному учреждению, готовностью к школе. Для воспитателей – реализация основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии
детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена
12

анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко
используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они
представлены стендовой информацией, распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и
упражнений, мини-тестов и анкет.
Сотрудничество с родителями:
- индивидуальное консультирование;
-информационный стенд, брошюры, памятки;
- семинары-практикумы;
- родительское собрание.
План просвещения для родителей
Направление деятельности, содержание, форма работы
Время
проведения
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность к школе».
Сентябрь
Родительский уголок на тему: «Психологическая готовность к школе».
Сентябрь
Семинар-практикум на тему: «Ребенок не слушается. Как реагировать на
Октябрь
неудобное поведение? Правила похвалы и наказания».
Детско-родительский тренинг на сплочение: «Папа и я- дружная семья».
Октябрь
Семинар- практикум на тему: «Развитие самостоятельности,
Ноябрь
целеустремленности, ответственности в ребенке».
Детско-родительский тренинг на сплочение «Семейные посиделки».
Ноябрь
Семинар-практикум на тему: «Я- родитель. Как совместить работу и заботу о
Декабрь
ребенке?».
Семинар-практикум на тему: «Как справиться со стрессом родителю?
Январь
Профилактика эмоционального выгорания родителя».
Семинар-практикум на тему: «Ребенку не интересно заниматься. Почему? Как
Февраль
это исправить?».
Семинар-практикум на тему: «Страхи ребенка. Как ему помочь?».
Март
Мастер-класс «Чудеса на песке»
Май
Взаимодействие с педагогами и специалистами:
- консультации и рекомендации для педагогов по результатам диагностики и работы ППК;
- рекомендации для проведения групповых занятий и индивидуальной работы с детьми (в
течение года);
- индивидуальные консультации (по запросу в течении года);
- психологическое просвещение (по запросу в течении года).
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы.
Рабочая зона специалиста
1.
Письменный стол
2.
Стул
3.
Стеллаж для документации
Коррекционно-развивающее пространство
1.
Демонстрационный и раздаточные материалы для проведения индивидуальных и
групповых занятий по программам;
2.
набор деревянных пазлов;
3.
набор мозаик из картона
4.
настольно-печатные игры («Четвертый лишний», «Цвет, форма», «Собери цветок»,
«Азбука эмоций», «Сюжетные картинки», «Разрезные картинки» и т.д.)
5.
Блоки «Дьенеша»
6.
Квадраты Никитина (деревянные)
13

4 шт.
8 шт.
1 шт.

8 шт.
3 шт.
1 шт.
2 шт.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Кубики Никитина (деревянные)
Дроби Никитина (деревянные)
Коломбово Яйцо
Балансирующие блоки (пластмассовые)
Балансирующие блоки (деревянные)
Палочки Кьюизенера
Квадрат форм
Деревянные пазлы с карточками
Геоборд
Игра-шнуровка «Ежик»
Развивающая игра «Панорама»
Магнитная книга «Геометрическая мозаика»
Собери фигуру по картинке (деревянные детали)
Досочки Сегена
Домино

2 шт.
2 шт
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы.
№
1.

Автор
Немов Р.С.

2.
3.

Овчарова Р. В.
Рогов Е.И.

4.

Овчарова Р.В.

5.

Семаго
Н.Я.,Семаго
М.М.
Немов Р.С.

6.
7.
8.
9.

10.

11.

12.

13.

Название
Психология образования

Издательство
М.:Прсвещений:Владо
с,1994
Справочная книга школьного психолога
М.:Просвещение,1993
Настольная книга практического психолога в М.:Владос,1995
образовании
(электронная
библиотека)
Практическая М.:
Издательский
психология образования
центр
«Академия,
2003.
(электронная библиотека) Теория и практика СПб.: Речь,2005
оценки психического развития ребенка.

Психология. Экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика.
Хухлаева О.В
«Тропинка к своему Я»
А.Н. Веракса, «Практический психолог в детском саду»
М.Ф. Гуторова
Куражева
Цветик
–
семицветик.
Программа
Н.Ю., Вараева интеллектуального, эмоционального и волевого
Н.В., Тузаева развития детей 6-7 лет
А.С., Козлова
И.А.
(электронная
библиотека)
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с
(электронная
проблемами в развитии
библиотека)
Царева
Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей
(электронная
библиотека)
ЛесинаС.В.,По Коррекционно-развивающие занятии. Комплекс
пова
Г.П., мероприятий по развитию воображения. Я занятия
Снисаренко Т.Л по снижению детской агрессии.
Волгоград.Учит Психологическая помощь дошкольникам с ОНР
14

М.:Прсвещений:Владо
с,1995
М.: Генизис, 2009
Мозаика
–Синтез,
2012
Санкт-Петербург,
2011.

СПб., Речь2006
Книголюб М.,2008
Волгоград.Учитель,
2014
М.:- Книголюб

14.

ель, 2014
Шитова Е.В.

15.

Денисова Н.Д.

16.

Доценко Е.В.

Практические семинары и тренинги для педагогов.
Воспитатель
и
ребенок:
эффективное
взаимодействие.
Диагностика эмоционально-личностного развития
дошкольников 3-7 лет
Психодиагностика
детей
в
дошкольных
учреждениях.

15

Волгоград:
Учитель,2014
Волгоград:
Учитель,2013
Волгоград:
Учитель,2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».