рабочая программа учителя-логопеда к ООП ДО

Приложение № 13
к основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования
МАДОУ-детского сада №106

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы
с детьми дошкольного возраста по речевому развитию

Срок реализации: 2022/2023 учебный год
Разработчик: Панова Г. Г., учитель-логопед

Содержание
1. Целевой раздел ........................................................................................................................3
1.1.Пояснительная записка .......................................................................................................3
1.1.1. Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы ...........................4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы .................................5
1.1.3 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи). ..........................................7
1.2. Планируемые результаты...................................................................................................8
1.2.1. Планируемые результаты образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития речи у детей старшего дошкольного возраста .............8
1.2.2. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы
– образовательной программы дошкольного образования ................................................8
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе ....9
2. Содержательный раздел .......................................................................................................12
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста ......12
2.1.1. Описание образовательной деятельности по коррекции развития детей старшего
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи ........................13
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы ...........................................14
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников .............................................15
2.4. Взаимодействие с педагогами как иная характеристика содержания рабочей
программы ................................................................................................................................16
3. Организационный раздел ....................................................................................................19
3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы .............................19
3.2. Обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и
воспитания ................................................................................................................................19
3.3. Модель организации образовательного процесса .........................................................21
3.4.Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического
кабинета. ...................................................................................................................................26

2

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении –
детском саду № 106 (далее - Учреждение) реализуется основная общеобразовательная
программа, в Уставе представленная как основная общеобразовательная программа –
образовательная программа дошкольного образования (далее - ООП ДО), разработанная
педагогами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования. Содержательной основой разработки обязательной части
образовательной программы Учреждения является примерная основная образовательная
программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
и учебно-методический комплект комплексной образовательной программы дошкольного
образования «Истоки». ООП ДО реализуется в группах общеразвивающей
направленности.
В
Учреждении
осуществляется
образовательная
деятельность
по
профессиональной коррекции нарушений речевого развития детей старшего дошкольного
возраста.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего
дошкольного возраста (далее - Программа) определяет комплекс основных характеристик
(объем, содержание коррекционно-развивающей работы, планируемые результаты).
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством,
нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровня, а также
локальными актами Учреждения, регулирующими его деятельность.
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 года);
 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи. СП 2.4. 3648-20, утвержденные
Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 № 28;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года,
№1155;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
 Устав
Учреждения;
 Положение об оказании логопедической помощи в МАДОУ-детском саду №106,
утвержденного приказом заведующего от 27.08.2020г. № 52-о.
Данные документы определили основные подходы к созданию системы помощи
детям с нарушениями речевого развития.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска,
потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное
овладение ими основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а в
дальнейшем и программ, реализуемых в начальной школе. Дети с речевыми нарушениями
нуждаются в особой организации коррекционно-развивающей логопедической помощи

(содержании, формах и методах), которая должна быть адекватна возможностям и
индивидуальным особенностям детей.
Теоретической и методологической основой Программы являются:
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом
развитии ребенка;
- учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психологопедагогическом подходе в системе специального обучения;
- исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения,
проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
В основу коррекционно-развивающей работы (деятельности учителя-логопеда по
коррекции речевых нарушений) положен учебно-методический комплект программы
логопедической работы по преодолению ФФН у детей, авторы Т.Б. Филичева, Г.В.
Чиркина, Т. В. Туманова.
Данная программа рассчитана на работу в условиях групп компенсирующей
направленности. Именно этим обусловлена значимость разработки Программы,
применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать ООП ДО
в условиях групп общеразвивающей направленности; позволит своевременно, то есть ещё
до поступления в школу, помочь детям в преодолении трудностей, которые являются
причиной возникновения школьной дезадаптации.
Программа ориентирована на детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с
нарушениями речевого развития.
Период освоения рабочей программы детьми:
- при фонетическом недоразвитии речи - 3-6 месяцев;
- при фонетико-фонематическом недоразвитии речи - 6-10 месяцев.
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений речи
ведется на русском языке.
1.1.1. Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы
Цель Программы – создание специальных условий, обеспечивающих механизмы
компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности
ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных
потребностей и социальной адаптации, а также успешному освоению ООП ДО.
Достижению данной цели будут способствовать задачи:
- проводить обследование воспитанников и выявлять среди них детей, нуждающихся в
профилактической и коррекционной помощи в области развития речи;
- изучать уровень речевого, познавательного, социально-коммуникативного, физического
развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической
поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым
ребёнком;
- способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи: правильным
произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями,
умением различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам,
самостоятельным выполнением звукового анализа и синтеза слов разной слоговой
структуры;
- развивать свободное общение воспитанников со взрослыми и детьми, как условие
успешной социализации: применять слова всех частей речи, использовать фразы
4

различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
- формировать компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя
речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической
форм) в различных формах и видах детской деятельности, в том числе через включение
родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов
Учреждения (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора
по физической культуре);
- обогащать активный словарь;
- развивать речевое творчество;
- организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с различными речевыми
нарушениями.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом
следующих дидактических принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей
с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и
разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне
ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой
развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное
решение нескольких коррекционных задач;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен
предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей
детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он
опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному
психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком
материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных,
физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого
принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный
переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления
формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых,
зрительных и двигательных образов детей.
Коррекционно – развивающая деятельность опирается и на специальные
принципы:
- этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения);
- опора на сохранные звенья предполагает, что в случаях повреждения речевого
аппарата ребёнка наиболее пострадавшим чаще всего оказывается какое-то одно звено
(артикуляторные движения, зрительное или слуховое восприятие и пр.). В процессе
работы над преодолением любого (в том числе и речевого) расстройства специалисты
сначала всегда опираются на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно
5

подключают к активной деятельности нарушенную функцию;
- учет структуры речевого нарушения предполагает определение ведущего нарушения,
соотношения первичных и вторичных симптомов;
- комплексность, отражающий выяснения о том, не пострадали ли у ребёнка и другие
психические функции (память, внимание, мыслительные способности, эмоциональноволевая сфера и пр.), поскольку их нарушение затрудняет работу над речью или даже
делает её невозможной. Поэтому было бы неправильно проявлять заботу только о речи
ребёнка, оставив без внимания все остальные симптомы: их наличие будет препятствовать
и восстановлению речи. Так можно ли в этих условиях обойтись без тесного контакта с
другими специалистами?
- дифференцированный подход, который осуществляется на основе учета этиологии,
механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка
- поэтапность (соблюдение этапов по порядку: пропедевтический, постановки звука,
автоматизации, дифференциации);
- воздействие на все стороны речи, определяющий, что в процессе логопедической
работы нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения, а
необходимо воздействовать на все стороны речи;
- учет закономерностей онтогенеза, то есть нормального хода речевого развития. Весь
ход речевого развития ребёнка подчинён вполне определённым общим закономерностям,
которые отчётливо прослеживаются в каждом конкретном случае. Так, в процессе
овладения звукопроизношением любой ребёнок сначала усваивает более простые для
произношения звуки, тогда как сложные до определённого возраста он или полностью
опускает, или заменяет менее сложными. При накоплении словарного запаса в первую
очередь усваиваются имена существительные и глаголы как наиболее «наглядные» части
речи, обладающие достаточно конкретным значением. Значительно позднее усваиваются
имена прилагательные, наречия, числительные, не говоря уже о причастиях и
деепричастиях. Свои закономерности имеются и в отношении овладения
грамматическими языковыми нормами;
- учет индивидуальных особенностей предполагающий, что каждый ребёнок глубоко
индивидуален, ребёнок же с любыми (в том числе и речевыми) отклонениями в развитии
индивидуален вдвойне. Поэтому важно, уловив индивидуальные особенности ребёнка,
почти с первой встречи установить с ним доверительные отношения, вовлечь его в
интересные игры, подбодрить, успокоить, внушить уверенность в обретении нормальной
речи;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую
психическое и личностное развитие ребенка. Для ребёнка дошкольного возраста
основным занятием, поглощающим почти всё его время, является игра. Именно в
процессе игры у него возникает множество неотложных вопросов, без выяснения которых
дальнейшее её продолжение нередко оказывается невозможным. А это значит, что
наибольшую потребность в речи ребёнок испытывает во время игры. Учитывая это очень
важное обстоятельство, всю работу по преодолению нарушений речи у дошкольников
проводят в процессе игр;
- формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения;
- воздействие на микросоциальное окружение, исключительную важность соблюдения
6

этого принципа для успешного преодоления речевых нарушений трудно переоценить.
Поэтому необходимо организовать взаимодействие учителя-логопеда с родителями,
педагогами учреждения на проведение необходимой разъяснительной работы. При
правильном с их стороны подходе к ребёнку и помощи ему в деле усвоения еще
недостаточно прочных навыков полноценной речи значительно сокращаются сроки
логопедической работы и повышается её общая эффективность.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей детей дошкольного возраста
с
ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи).
В разработке Программы учитывается характеристика возрастных особенностей
развития детей старшего дошкольного возраста, необходимая для организации
коррекционно - развивающей работы, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного
образовательного учреждения данная авторами комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Истоки».
Характеристика контингента воспитанников, для оказания логопедической помощи
в Учреждении в рамках ООП ДО.
В 2022-2023 учебном году будет оказана профессиональная логопедическая
помощь 30 воспитанникам со следующими логопедическими заключениями, данными
специалистами ППк Учреждения (данные на 01.09.2022г.):
Логопедические заключения
Фонетико-фонематическое
речи с дизартрией

недоразвитие

Количество детей

в % отношении

30

81%

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с
дизартрией.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного
состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются
трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными
или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть
выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов
восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом
осознании основных элементов языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при
фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты
речи: темп, тембр, мелодика.
7

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в
большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в
формировании грамматического строя речи. Отмечены отдельные ошибки в падежных
окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и
порядковых числительных с существительными.
1.2. Планируемые результаты.
1.2.1. Планируемые результаты образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
К концу коррекционно-развивающей работы по коррекции ФФНР ребенок может:
• правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий
звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• производить элементарный звуковой анализ и синтез;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и
пересказывать их;
• выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового
состава.
1.2.2. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы определены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые на этапе завершения уровня
дошкольного образования с учетом специфики представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного
детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его
развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системных особенностей
дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в
Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо
ответственности за результат).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
8

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,
у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе.
Оценивание качества коррекционной работы, осуществляемой по Программе,
представляет собой важную составную часть образовательной деятельности,
направленную на ее совершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором
определены государственные гарантии качества образования.
Оценивание качества, то
есть оценивание соответствия образовательной
деятельности, реализуемой Учреждением, заданным требованиям Стандарта и Программы
направлено в первую очередь на оценивание созданных в Учреждении условий
образовательной
деятельности,
включая
психолого-педагогические,
кадровые,
материально-технические, финансовые, информационно-методические.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной
деятельности на основе достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы.
Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы:
 не подлежат непосредственной оценке;
 не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
 не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
 не являются основой для объективной оценки соответствия установленным
требованиям к образовательной деятельности и подготовке детей;
 не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
При реализации Программы предусмотрено проведение оценки индивидуального
речевого развития детей. Такая оценка проводится учителем-логопедом в рамках
9

педагогической диагностики (оценки индивидуального речевого развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и
лежащей в основе дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика (логопедическое обследование) осуществляется два
раза в год в соответствии с рекомендациями авторов:
- Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка;
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и
готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста;
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения;
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций;
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда;
- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
предусмотрено
использовать исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества
образовательной деятельности по Программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного
возраста;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного
постиндустриального общества;
3) ориентирует на поддержку вариативности используемых образовательных программ и
организационных форм дошкольного образования;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной
организации и для педагогов в соответствии:
– с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,
– разнообразием вариантов образовательной среды,
– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях
Российской Федерации.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
 педагогическая диагностика (логопедическое обследование) индивидуального
речевого развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с
целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и
планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
 внутренняя оценка, самооценка.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в
Учреждении является оценка качества психолого-педагогических условий реализации
Программы.
Ключевым уровнем оценки является уровень коррекционно-образовательного
процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический
коллектив Учреждения.
10

Система оценки качества предоставляет педагогу материал для рефлексии своей
деятельности и для серьезной работы над Программой, которую он реализует. Результаты
оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу
для изменений Программы, корректировки образовательного процесса и условий
образовательной деятельности.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют
также семьи воспитанников и другие участники образовательных отношений,
участвующие в оценивании образовательной деятельности, предоставляя обратную связь
о качестве образовательных процессов. В конце года проводится анкетирование
родителей по оценке качества коррекционно-развивающей деятельности по речевому
развитию и удовлетворенностью данной деятельностью и ее результатами.

11

2. Содержательный раздел.
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного
возраста направлено на создание системы комплексной помощи детям, имеющим
нарушения речевого развития, а также их социальную адаптацию.
Проектирование коррекционно-развивающей работы с детьми осуществляется на
принципах:
- целостности;
- возрастной адекватности и учета индивидуальных особенностей ребенка;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования;
- комплексно-тематического построения работы с детьми;
- адекватности возрасту форм работы с детьми;
- эмоциональной открытости, насыщенности образовательной среды.
Работа с детьми по коррекции речи проводится с опорой на методологические подходы
развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии «духа открытия»;
- удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- обучение видению многовариативности выполнения задания;
- поддержка у детей ощущения успешности, создание ситуации успеха.
В коррекционно-развивающей работе используются различные методы:
практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода
определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами
коррекционно-развивающей деятельности, этапом работы, возрастными, индивидуальнопсихологическими особенностями ребенка.
На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения
правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.
Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование
практических и наглядных методов (мнемосхемы, модели артикуляции звуков), при
автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ,
рассказ, т. е. словесные методы.
С детьми проводятся:
- подгрупповые занятия с детьми подготовительных к школе групп по развитию речи и
обучению началам грамоты с учетом учебно-методического комплекта образовательной
программы «Истоки» (1 раз в неделю);
- коррекционно-развивающие занятия как индивидуальные, так и в малых группах по
индивидуальным речевым маршрутам (2 раза в неделю).
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с Программой носят игровой
характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

12

2.1.1. Описание образовательной деятельности по коррекции развития детей
старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Содержание коррекционно-развивающих занятий, организация и методические
приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом конкретных
представлений и речевого опыта, накопленного детьми.
Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных
учителем-логопедом звуков в различных фонетических условиях.
На занятиях осуществляется:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур,
состоящих из правильно произносимых звуков;
- звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на
индивидуальных занятиях звуков.
Для коррекционно-развивающей работы во время подгрупповых занятий дети
объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в
подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими
изменениями в речевом развитии каждого ребенка. Индивидуальная работа проводится с
теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного
слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные
отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.
Содержание индивидуально-подгрупповой работы:
• выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными.
Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный
уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический
анализаторы;
• закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи
детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные
согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] —
[в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат
несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо
произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию.
Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного
появления в речи детей отсутствующих звуков;
• постановка отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами.
Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки
дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в
следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение
начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] —
[т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук
поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких
звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность
подготовить детей к фронтальным занятиям.
13

В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука
при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на
соответствующем речевом материале.
Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для
каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от
этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется
произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
• в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы —
сын;
• в обратных слогах: ос — нос;
• в закрытых слогах: сас — сосна;
• в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень
полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным
ударением.
Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Например:
са—ша, ша—са; саша—шаса; саш—сош; са—ша—са—ша—са. Тренируется быстрое и
четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции.
В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению
слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на
слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная
артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых
первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно
ребенок этот звук произносить еще не может.
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей
по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять,
двигаться, петь, танцевать в соответствии с собственными интересами является
важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Позиция педагога заключается в том, чтобы поддерживать и поощрять инициативу
ребенка в эмоциональном общении (всегда откликаться на стремление малыша получить
доброжелательное внимание, поддержку, ласку), поощрять инициативные и
самостоятельные действия детей.
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:

развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению
новых знаний и умений;

создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному
применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно.
Постепенно выдвигать перед детьми более
сложные задачи, требующие
сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить
начатое дело до конца;
14


ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо
своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность,
торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; «дозировать»
помощь детям, если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его
сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить,
как он действовал в аналогичном случае;

поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества;

поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к
наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов;

проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную
активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем;

поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать
становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить;

предоставлять возможность участвовать в разнообразных делах: в играх,
двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и
их использованию, в речевом общении и словотворчестве;

специально насыщать жизнь детей проблемными практическими и
познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить
освоенные приемы;

создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу,
активность, совместно найти правильное решение проблемы;

создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского
общения, внимания к окружающим;

создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения,
ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание
преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых,
творческих решений;

показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости
от успешных самостоятельных, инициативных действий.
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель: объединение усилий для воспитания и развития детей через установление
партнерских отношений с родителями.
Задачи взаимодействия:
- изучать запросы семей по вопросам речевого развития детей;
- повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по воспитанию и
образованию, а также коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста;
- вовлекать родителей в образовательную и коррекционно-развивающую работу, в том
числе посредством детско-родительских проектов;
- показать возможности семьи для развития речи;
- обогащать практические навыки родителей при общении с ребенком дома;
- изучать мнения родителей о качестве образования.
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое
консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу
15

родителей.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников учитель-логопед
сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на вопросы
родителей по воспитанию, обучению и развитию ребенка с нарушениями речи. Родители
постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Индивидуальное
консультирование родителей о ходе коррекционного процесса осуществляется на
протяжении всего учебного года и дополняется посещением ими индивидуальных
занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков, созданием
развивающей среды вне детского сада – то есть активным участием в коррекционном
процессе.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей
появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации
по коррекции и развитию детской речи.
Индивидуальные консультации по запросу проводятся логопедом и для родителей
других воспитанников Учреждения. Круг вопросов касается профилактики нарушений
письменной и устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии
речи конкретного ребенка при раннем выявлении детей с тяжелыми нарушениями речи
(ОНР, дизартрия) и задержкой психо-речевого развития.
Во взаимодействии с семьями воспитанников широко используются активные
формы и методы, позволяющие вовлекать родителей непосредственно в образовательную
деятельность:
- практикумы;
- детско-родительские проекты.
2.4. Взаимодействие с педагогами Учреждения.
Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива.
Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых
нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в
деятельности всего педагогического коллектива.
В работе по таким образовательным областям, как «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей,
музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) учитель-логопед
выступает в роли консультанта и помощника. Он помогает педагогам выбрать
адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребенка и этапа коррекционной работы.
Формы взаимодействия с педагогами.

Консультирование педагогов. Проводится в индивидуальной (с целью выработки
общих подходов в работе с конкретным ребенком и его семьей) или групповой форме (с
целью повышения компетенций по вопросам речевых нарушений и речевого развития).
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач
коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда.

Анализ особенностей речевого развития воспитанников. Совместно с учителемлогопедом
воспитатель анализирует особенности речевого развития детей. Воспитатель
должен иметь представление: пользуется ли ребенок краткой или развернутой формой
высказывания; владеет ли разными типами связной речи, доступными по возрасту детям
16

старшей группы (пересказом по картине, серии картин, описанием, рассказом из личного
опыта). Эти знания позволят при проведении НОД и других форм образовательной
деятельности усилить их коррекционную направленность и адресно осуществлять
индивидуальный подход.

Непрерывная образовательная деятельность, направленная на развитие правильной
связной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование
грамматического строя речи, развитие связной речи) проводится в течение года
воспитателем. Процесс воспитания и обучения в детском саду предусматривает
определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словарного
запаса, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном
возрастном этапе. Необходимо отметить, что учитель-логопед и воспитатель, работая над
развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.

Контроль речи детей.
Воспитателю
необходимо
внимательно
прислушиваться к речи детей и хорошо знать, над какими разделами коррекции
произношения в данный момент работает учитель-логопед. Особые требования
предъявляются к приемам исправления фонетических и грамматических ошибок.
Воспитатель не должен повторять за ребенком неверное слово или форму, он должен дать
речевой образец. Если ошибка произошла в речевом материале, который усвоен основным
составом группы, то следует предложить ребенку произнести слово правильно. В
противном случае лучше ограничиться четким произнесением образца. Если ошибка
является распространенной и встречается у многих детей, нужно обсудить это с учителемлогопедом. Важно научить детей под руководством воспитателя слышать грамматические
и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно их исправлять.
Воспитатель должен побуждать детей к самостоятельному исправлению ошибок. В
речевых ситуациях, имеющих эмоциональный характер (игра, оживленный диалог),
используется так называемое отсроченное исправление. По отношению к детям с
проявлениями речевого негативизма исправление ошибок осуществляется без фиксации
внимания всей группы.
 Индивидуальная работа с детьми по рекомендациям и заданиям учителя-логопеда. Эта
работа проводится во второй половине дня.
Система взаимодействия логопеда и воспитателя по созданию условий для
коррекции и компенсации речевых нарушений
Логопед

Воспитатели

Совершенствование артикуляционной, мелкой и
общей моторики
Закрепление скорректированных логопедом
звуков в режимных моментах по рабочим
листам взаимодействия.

Проведение консультаций,
столов», практикумов.

«круглых

Целенаправленная активизация и обогащение
словаря
детей:
актуализация
лексики,
расширение
семантико-синтаксических
конструкций.
Упражнения
в правильном
Целенаправленная
активизация иупотреблении
обогащение
грамматических
категорий.
словаря
детей:
актуализация
лексики,
17
расширение
семантико-синтаксических
конструкций.

Развитие
внимания,
памяти,
восприятия
различной модальности, логического и других
форм мышления в играх и упражнениях
Развитие и совершенствование связной речи.
Система взаимодействия логопеда и инструктора по физической культуре по
созданию условий для коррекции и компенсации речевых нарушений
Логопед

Инструктор по
физической
культуре

Проведение консультаций

Использование упражнений для развития общей
и мелкой моторики, координации движений.
Использование упражнений для выработки
правильного физиологического дыхания и
фонационного выдоха.

Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию условий для коррекции и компенсации речевых нарушений
Логопед

Музыкальный
руководитель

Использование упражнений на развитие общей
моторики и координации движений.
Использование упражнений на различение
звуков по высоте, вокальных упражнений.

Проведение консультаций
3. Организационный раздел.

Использование упражнений для
правильного фонационного выдоха.

выработки

18

3. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько
основных зон:
Зона кабинета
Оборудование
Зона
методического, Шкафы – 2 шт.
дидактического
и Магнитофон – 1 шт.
игрового
сопровождения
Информационная зона Стенд (в коридоре) «Советы логопеда»-1 шт.
Ширмы в группах «Советы логопеда» - 5 шт.
Зона индивидуальной Зеркало – 1 шт.
коррекции речи
Настенная лампа – 2 шт.
Рабочий стол – 2 шт.
Стулья – 2 шт.
Зона
подгрупповых Настенная учебная доска – 1 шт.
занятий
Мольберт – 1 шт.
Детские столы – 2 шт.
Стулья детские – 8 шт.
3.2. Обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и
воспитания.
Модули
Методические, дидактические материалы и пособия
коррекционноразвивающей
деятельности
Методическая литература:
Диагностический
- Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка;
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование
фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у
детей дошкольного возраста;
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования
звукопроизношения.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация
логопедической
работы
в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения.
Сборник
методических
рекомендаций.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
Методическая литература:
Коррекционно- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь
развивающий
логопедам и родителям для преодоления лексико –
грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
СПб, «Детство - Пресс», 2004.
- Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР.
М, «Гном», 2012.
19

Оздоровительнопрофилактический

- Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и
дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. СПб,
«Детство - Пресс», 2013.
- Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы
в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М, «Гном -Д»,
2010.
- Ильина Т.Г. Игровой букварь для детей 5 -7лет с речевыми
нарушениями. М, «Гном» 2015.
- Жихарева Ю.Б. Домашние тетради для логопедичес
ких занятий с детьми. Выпуски с1 по 9. М.: Владос 2014
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально подгрупповая
работа
с
детьми
по
коррекции
звукопроизношения. М.: 1998
- Коноваленко В.В. Пишем и читаем, М, «Гном – Д», 2011
- Лопухиной И. Логопедия – 550 занимательных упражнений
для развития речи, М.: «Аквариум», 1996
- Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для
родителей дошкольников с ОНР. СПб, «Детство -пресс», 2007
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 2 – 4
лет, 4 -6лет, 6-8лет. СПб, «Корона принт», 2014
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5
– 7 лет с ОНР. М.: «Гном», 2014
- Саморокова О.П. Свистящие звуки называем и различаем. М,
«Гном», 2013
- Саморокова О.П. Шипящие звуки называем и различаем. М,
«Гном», 2013
- Саморокова О.П. Сонорные звуки называем и различаем. М,
«Гном», 2013
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. / Коррекционное
обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. М.2009.
Дидактические пособия: абак, звуковые часы, веселая азбука,
магнитная азбука, карточки – символы звуков, предметные
картинки по лексическим темам, сюжетные картинки.
Дидактические игры: «Сложи узор», «Цветные пуговицы»,
«Мозаики», «Составь узор из палочек».
Полный перечень пособий, игр представлен в Паспорте
логопедического кабинета.
Ковалько В.И. Азбука физминуток для дошкольников. М,
«Вако», 2006.
Картотека пальчиковых игр
Картотека артикуляционной гимнастики

20

Социальнопедагогический

Арнаутова Е.П. Педагог и семья.- М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.
Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и
дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. СПб,
«Детство - Пресс», 2013.
Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме
«Профессии», «Овощи», «Дикие животные», «Птицы». М.:
«Гном», 2009.
Спивак Е.Н. Звуки С,СЬ, З,ЗЬ,Ц. М.: «Гном - Д», 2007.
Спивак Е.Н. Звуки Р,РЬ,Л,ЛЬ. М.: «Гном - Д», 2007.
Егорова ОО.В. Звуки П,ПЬ,Б,БЬ. М.: «Гном - Д», 2005.
Егорова ОО.В. Звуки Т,ТЬ,Д,ДЬ. М.: «Гном - Д», 2005.
Богомолова Логопедическое пособие для детей

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является
наличие документации:
- журнал обследования речи;
- журнал регистрации.
- журнал учета посещаемости логопедических занятий;
- речевая карта на каждого ребенка;
- годовой план деятельности;
- тетрадь взаимодействия с родителями;
- рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного
возраста в условиях логопедического пункта;
- циклограмма рабочего времени;
- аналитическая справка по результатам деятельности за год.
3.3. Модель организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным
графиком Учреждения, расписанием коррекционно-развивающих занятий.
Оказание логопедической помощи осуществляется в режиме 5-дневной недели.
Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется в период с 16 сентября 2022г.
по 15 мая 2023г.
Модель коррекционной работы представлена четырьмя взаимосвязанными
блоками: диагностический, коррекционно-развивающий, социально-педагогический и
оздоровительно-профилактический.
Диагностический блок.
Задачи:
- определить уровень актуального и зону ближайшего развития воспитанников с
нарушениями речевого развития, выявить его резервные возможности;
- выявить и
классифицировать
типичные трудности, возникающие у детей с
нарушениями речи при освоении ООП ДО;
- определить причины трудностей, возникающих у детей при освоении ООП ДО.
Содержание диагностического блока составляют программы изучения актуального
уровня речевого развития ребенка:
 Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и
готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста;
21

 Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций;
 Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка;
 Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения;
 Иншакова О.Б. Альбом для логопеда;
 Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
Логопедическое обследование проводится 2 раза в год в соответствии с
календарным учебным графиком (с 1 по 15сентября, с 16 по 30 мая). Динамика развития
детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута.
Результаты диагностики заносятся в индивидуальные речевые карты детей.
Коррекционно- развивающий блок.
Задачи:
- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы
(на основе результатов педагогической диагностики);
- разработать индивидуальные образовательные маршруты по профессиональной
коррекции нарушений речевого развития детей;
- координировать взаимодействие всех специалистов Учреждения, осуществляющих
психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе реализации ООП ДО.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности конкретизируется в
соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФФНР.
Деятельность осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях (10-12
детей) и мини-группами (2-3 ребенка). При комплектовании групп учитывается не только
структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус
ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом
психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре,
способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. В процессе занятий
обеспечивается реализация здоровьесберегательных технологий.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и
упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения
работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации
эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым
деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении
комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для дизартрии. На индивидуальных
занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком,
активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект,
сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого
изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях:
изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким
образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по основным
направлениям:

совершенствование мимической моторики.
22


совершенствование статической и динамической организации движений (общая,
мелкая и артикуляционная моторика).

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

развитие просодической стороны речи;

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе
нормализации звуковой стороны речи;

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.
Для
достижения
конечного
результата
коррекционно-образовательной
деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников,
коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами
каждого этапа, которые представлены в таблице.
Этапы коррекционно-развивающей деятельности
Этапы
Задачи этапа
Результат
1. Сбор анамнестических данных посредством Определение
1 этап изучения медицинской и педагогической структуры
диагностический
документации ребёнка.
речевого дефекта
2.
Проведение
педагогической
и каждого ребёнка,
логопедической
диагностики
детей: задач
исследование состояния речевых и неречевых коррекционной
функций ребёнка, уточнение структуры работы.
речевого дефекта, изучение личностных
качеств детей, определение наличия и степени
фиксации на речевом дефекте.
1. Определение содержания деятельности по Календарно2 этап реализации
задач
коррекционно- тематическое
организационноподготовительный образовательной деятельности, формирование планирование
подгрупп для занятий в соответствии с подгрупповых
уровнем
сформированных
речевых
и занятий;
планы
неречевых функций.
индивидуальной
2. Разработка индивидуальных маршрутов работы;
коррекции речевого нарушения в соответствии взаимодействие
с учётом данных, полученных в ходе специалистов
логопедического исследования.
Учреждения
и
3. Пополнение логопедического кабинета родителей
учебно-методическими пособиями, наглядным ребёнка
дидактическим материалом в соответствии с
составленными планами работы.
4. Формирование информационной готовности
педагогов и родителей к проведению
эффективной коррекционно-педагогической
работы с детьми.
5.
Индивидуальное
консультирование
родителей
–
знакомство
с
данными
23

3 этап коррекционноразвивающий

4 этап итоговодиагностический

логопедического обследования, структурой
речевого
дефекта,
определение
задач
совместной помощи ребёнку в преодолении
данного речевого нарушения, рекомендации
по организации деятельности ребёнка вне
детского сада.
1. Реализация задач, определённых в
индивидуальных маршрутах коррекции.
2.
Организация
мониторинга
качества
коррекционно-развивающего процесса.
3. Согласование, уточнение и корректировка
меры
и
характера
коррекционнопедагогического
влияния
субъектов
коррекционно-образовательного процесса.
1. Проведение диагностической процедуры
логопедического обследования состояния
речевых и неречевых функций ребёнка –
оценка динамики, качества и устойчивости
результатов коррекционной работы с детьми
(в индивидуальном плане).
2. Определение дальнейших образовательных
(коррекционно-образовательных) перспектив
детей, выпускников Учреждения.

Достижение
определённого
позитивного
эффекта
в
устранении
у
детей нарушений
речевого развития
Решение
о
прекращении
логопедической
работы
с
ребёнком,
изменении
её
характера
или
продолжении
логопедической
работы.

Оздоровительно-профилактический блок.
Задачи:
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей;
- использовать в коррекционно-развивающей деятельности здоровьесберегающие
технологии.
Оздоровительно-профилактический блок предполагает:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательной
деятельности (гигиена занятий, продолжительность);
- реализацию комплексной оздоровительно-профилактической работы с детьми.
Коррекционная работа учителя-логопеда предполагает коррекцию не только
речевых расстройств, но и общей, мелкой моторики, высших психических процессов
(внимания, мышления, памяти), а также личностных особенностей ребенка (речевой
негативизм, фиксацию на дефекте, невротические реакции).
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является
рациональная организация образовательного процесса. Коррекционные логопедические
занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз. Часть занятия
ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль.
Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение
всего времени занятия. Объем двигательной активности дополняется проведением
дифференцированных физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой
24

гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; упражнениями
для профилактики плоскостопия; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж);
дыхательной гимнастики.
Здоровьесберегающие технологии:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковый игротренинг;
- физкультурные минутки;
- мышечная релаксация;
- дыхательная гимнастика;
- кинезиологические упражнения;
- Су-Джок терапия;
- артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Артикуляционная гимнастика. Гимнастика помогает выработать объем, точность, силу,
темп, переключаемость артикуляционных движений, необходимый для постановки и
автоматизации звуков. Подобраны упражнения артикуляционной гимнастики с
картинками и стихами на каждую группу звуков, с подробным описанием каждого
упражнения.
Пальчиковый игротренинг. Учеными доказано, что стимулируя тонкую моторику и
активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны,
отвечающие за речь.
К этому здоровьесберегающему компоненту относятся:
- игры с пальчиками, сопровождаемые текстами («Сорока-белобока», «Моя семья»,
«Братья», «Ладушки, ладушки», «Апельсин»);
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения («Пальчики здороваются», «Игра
на рояле», «Дети бегут»);
- динамические и статические упражнения с речевым сопровождением, в стихотворной
форме («Капуста», «Замок», «Дом», «Кошка» и т.д);
- игры с предметами домашнего обихода. Сейчас очень популярны стали игры с
нетрадиционными материалами, все что под рукой может пригодиться для развития
тонкой моторики рук. Для того, чтобы пальчиковая гимнастика проходила разнообразно,
эмоционально-приятно и динамично, используются: шнуровки, сухие бассейны с
крупами, зубные щетки, шестигранные карандаши, грецкие орехи, сосновые шишки,
прищепки, пуговицы, массажные шарики, бигуди, шерстяные клубки и нитки.
Су – Джок терапия. Основная задача – нормализовать мышечный тонус, опосредованно
стимулировать речевые области в коре головного мозга. Стимулирование активных точек
рук проводится с помощью шариков Су-Джок, массажных мячиков, грецких орехов,
сосновых шишек, колючих валиков, расчесок.
Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия). Во
время выполнения этих упражнений у ребенка формируется быстрота нервных импульсов
от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя
потребность отражать свою речь в движении. Задания направлены на преодоление
дезадаптации в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Упражнения
улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. В работе с
детьми используются такие упражнения, как «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчиккозочка-колечко», «Ухо-нос», «Замок».
25

Физкультурные минутки. Для поддержания высокой работоспособности и сохранения
здоровья воспитанников в середине занятия используются физкультурные минутки.
Мышечная релаксация. Сейчас все чаще стали встречаться гиперактивные дети.
Отмечается рассеянное внимание, быстрые и резкие движения рук, проглатывание
окончаний и целых слов во время высказывания, гипертонус всех мышц тела. В целях
снятию напряжения мышц тела используется массаж, обучение детей приемам
самомассажа лица, рук; упражнения для релаксации способствуют также расслаблению.
Дыхательная гимнастика. Важнейшее условие правильной речи – это плавный
длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Выработать диафрагмальное
дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха помогает
гимнастика Стрельниковой А.Н., пособия «Бабочки», «Забей в ворота гол».
Социально-педагогический блок.
Задачи:
- повышать профессиональную компетентность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
- организовать взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих нарушения речевого
развития и детей с ОВЗ, и социальными партнерами.
Содержание деятельности:
- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы
с детьми с ОВЗ единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и
приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка;
-просветительская деятельность (индивидуальное консультирование, анкетирование,
практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации, открытые
мероприятия).
3.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического
кабинета.
Для успешной реализации Программы необходимо создание развивающей
предметно-пространственной среды: оснащение логопедического кабинета и групп
необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды:
- безопасность и доступность;
- среда должна быть комфортной и уютной;
- учет возрастных закономерностей развития детей и их интересов;
- вариативность и информативность.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой
должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе со счетными
палочками, конструкторами);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической,
артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
26

— возможность самовыражения детей.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в
кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого
дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои
способности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности,
инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,
способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать
эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному
благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих
развивающей среды.
Перечень пособий и наглядного материала в логопедическом кабинете.
1. Предметные картинки на классификацию предметов.
2. Сюжетные картинки для составления предложений и рассказов по темам.
3. Серии сюжетных картинок для составления рассказов.
4. Материал по формированию мелкой моторики рук.
5. Материал для развития мимических и артикуляционных движений.
6. Материал по артикуляции звуков.
7. Материал на звукоподражание и дифференциацию звуков.
8. Наглядный дидактический материал по лексическим темам.
9. Игры и упражнения для развития речи.
10. Серии картинок для работы над слоговой структурой слова.
11. Предметные картинки для развития фонематического слуха.
12. Серии картинок для автоматизации звуков.
13. Слоговые дорожки, таблицы, наборы слогов.
14. Материал по развитию воздушной струи.
15. Пособие «Сложи картинку».
16. Пособие «Слоговые домики».
17. Пособие «Звуковые дорожки».
18. Сигнальные карточки с буквами, веера букв.
19.Пособия: «Азбука», «Магнитная азбука», «Азбука - мозаика», «Алфавит».
20. Карточки для разбора предложений.
21. Карточки для определения места звука в слове.
22. Сундучки, магниты и фишки для звукового анализа слов.
23. Пособие «Многозначность слов».
24. Игры и упражнения для словоизменения, словообразования и связной речи.
25. Парные карточки для дифференциации звуков.
26. Пособие «Картотека фонематических потешек».
27. Тематический словарь в картинках (по лексическим темам).
28. Пособие «Чудо-кубики» для игры «Сложи узор».
29. Карточки «Предлоги», Дидактическая игра «Играем с предлогами»
30. Игра «1,4,5».
31. Пособие «Окошечки».
32.Пособие «От слова к фразе».
33.Игра «Логопедическое лото».
34. Пособие «Учимся читать по слогам».
35. Таблицы для составления описательных и сравнительных рассказов.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».